В программе общеобразовательной школы говорятся о важности преподавания обществоведческих, естественно – научных дисциплин, формирующих у учащихся мировоззрение. Такую задачу можно решить путём преемственности взаимосвязи в предметном обучении, т.е. строя процесс обучения на межпредметных связях.
{LINKS}У источников развития в педагогической теории идей межпредметных связей и формирование этой идеи в самостоятельную дидактическую, проблему стояли лучшие умы педагогической науки Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и другие. Именно их практическим и теоретическим поискам идея взаимосвязанных отношений между изучаемыми предметами в области образования обязана своим появлением.
В области музыкально – педагогического образования данная проблема получила свое отражение в работах: Б.В. Асафьева «Избранные статьи о музыкальном произведении и образовании», Д.Б. Кабалевского «Педагогические размышления», Э.Б. Абдулина «Теория и практика музыкального образования общеобразовательной школе», Ю.Б. Алиева «Методика музыкального воспитания детей», М.Х. Балтабаева «Педагогическая культурология», Р.Р. Джердималиевой «Методические рекомендации по вопросам преподавания музыки в общеобразовательной школе», Ш.Б. Кульмановой «Теория и практика воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки», А.И. Раимбергенова Программа «Мурагер».
Поиск эффективных путей развития интереса к музыке составил проблему нашего исследования. Практическая потребность и неразработанность данной проблемы определили формулировку темы исследования «Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству на основе использования межпредметных связей».
Межпредметные связи – это комплексный подход к проблеме развития интереса младших школьников.
Результатом организации учебного процесса основанного на использовании межпредметных связей является использование знаний в разных курсах для решения поставленной учителем задачи; учащиеся овладевают познавательно – оценочными навыками. Самое главное формируется понятие в сознании учащихся о необходимости в приобретении знаний по тому или иному предмету.
Исходя из этого, цель работы заключается в разработки и опытном обосновании уроков музыки, основанных на межпредметных связях и направленных на развитие интереса младших школьников.
Объект исследования – процесс взаимосвязи предметов школьной программы в рамках урока музыки.
Предмет исследования – развитие интереса школьников к предмету «Музыка».
Задачи исследования:
1. Изучить значение понятия «интерес младших школьников»;
2. Обосновать возможность использования межпредметных связей в формировании интереса младших школьников к уроку музыки;
3. Выявить дидактические основы развития интереса младших школьников в рамках предмета «Музыка» средствами межпредметных связей;
4. Описать содержание и ход практических занятий по развитию интереса школьников средствами межпредметных связей.
Методологической базой является музыковедческие представления о содержании музыкального искусства, психолого – педагогические исследования школьников.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, психолого – педагогической, музыковедческой литературы по проблеме исследования;
- анализ учебных программ по предметам школьного цикла;
- педагогическое наблюдение, анкетирование;
- метод анализа и обобщения независимых характеристик;
- метод педагогического эксперимента.
Практическая значимость: разработанные методы включения межпредметных связей в урок музыки можно использовать в педагогической деятельности учителей с целью повышения интереса к музыке.
Великая педагогика:
Формирующий эксперимент по реализации программы
условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...
Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разноо ...
Формы организации совместной
взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных
умений у детей
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формы совместной взросло - детской (партнерской) деятельности дошкольников недостаточно разработаны в плане наполнения их коммуникативным содержанием, в практике работы дошкольных учреждений используются как формы обучения и организуются ан ...