Межпредметные связи явились специальным разделом учебной программы «Музыка». Хоровое пение, ритмические упражнения, а также слушание музыкального произведения с их последующим разбором должны быть сопряжены со знаниями и умениями, формируемыми у учащихся на других уроках. Межпредметные связи музыки и уроков русского языка (чтение и развитие речи), согласно авторам программы, могут проявляться при работе над текстами. В этом смысле учителя музыки могут опираться на полученные учащимися на уроках чтения обобщенные представления о сказке, произведениях народного творчества, умение выразительно декларировать текст. {LINKS}
Другой моделью функционирования межпредметные связей является модель, основанная на «вертикальном тематизме» нескольких учебных предметов.
Б.М. Неменский определяет взаимодействие искусств в эстетическом воспитании младших школьников как целостный курс общеэстетического развития. Достаточными и необходимыми условиями целостного курса общ-эстетического развития младших школьников, по его утверждению, является:
· Эстетическое отношение различных видов искусства жизни как общая основа всех видов художественного творчества, единый корень, из которого произрастает многоствольное древо искусств;
· Единое понимание различными видами искусств его эстетической сущности;
· Наличие в языке искусств, наряду с зонами специфическими, общих зон, таких, как изобразительность, ассоциативность образа, ритм, метафора, что обусловлено идеями комплексности искусства, восходящей к традициям древности;
· Идентичность понимания в преподавании различных дисциплин эстетического блока задач начальной общеобразовательной школы в области искусства как введения в художественную культуру.
В программе по музыкально – эстетическому воспитанию Н.А. Терентьевой и Р.Г. Шитиковой комплексное освоение искусства пробуждает фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.д. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Сквозные и этапные темы программы имеют нравственно – эстетическую направленность. В связи с этим авторы программы полагают, что познание подобных тем поможет детям понять искусство как «эстетическое явление действительности».
Основоположником научного обоснования проблемы межпредметных связей явился выдающийся ученый, философ, педагог, общественный деятель Я.А.Коменский, который видел во взаимосвязях учебных дисциплин целостное представление об изучаемых явлениях. В частности, исследователь писал: «Никому нельзя дать образование на основе одной какой-нибудь частной науки, независимо от остальных наук».
Роли межпредметных связей, их реализации в учебно-воспитательном процессе обучения посвящены исследования педагогов-дидактиков, психологов и методистов Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Ю.А. Самарина, М.Н. Скаткина, А.В. Усовой и др.
В 1981 году в школьную программу по всем общеобразовательным предметам была впервые введена рубрика «Межпредметные связи», в том числе и по музыке, перечень вопросов которой помогает учителю определить, на какие знания учащихся по другим предметам следует опираться при изучении тех или иных тем учебной дисциплины.
Специфика педагогического искусства воздействия на уроках музыки заключается в преобладании музыкально – художественного начала. На первое место выходит, наряду с воспитательным содержанием и нравственно – эстетическое. Отсюда вытекают следующие задачи уроков:
1. формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
2. формирование осознанного восприятия;
3. формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения.
Для решения этих задач используются и специфические методы, характерны только для данного урока:
1. метод «забегания» вперед и «возврашения» назад к пройденному;
2. метод музыкальных обобщений;
3. метод музыкальной драматургий.
Урок музыки должен строиться по законам искуства, по законам драматургии. Драма в переводе с греческого – «действие». В уроке должна быть заявка, развитие действия, кульминация и заключение.
В цепочке музыка – учитель-ученики ведущее место в воспитании занимает музыка. Учитель является творческим посредником между музыкальным искусством и детьми.
Большое значение имеет этика поведения учителя сдетьми. Позиция учителя музыки в классе – это позиция чуткого руководителя и организатора.
Основная задача учителя музыки-«переплавить» формы детской жизни в учебные формы эмоционального познания музыки, музыкальной деятельности. При этом нужно, чтобы педагог учитывал возрастные и психологические особенности детей.
Учащиеся не только исполнители, но и ценители, одобряющие поведение педагога в классе. Специфика предмета – «Музыка» как предмет урока искусства накладывает отпечаток и на учителя, его деятельность в процессе обучения. Причина в том, что учитель музыки привлекает в качеств учебного материала произведение искусства. А произведения искусства воздействуют на эмоций – это основопологающий момент в организации учебного воспитательного процесса. Несоблюдение этого единства приводят к формальному обучению. Ведь для выполнения задач музыкального воспитания – воспитать в ученике музыкальную культуру – необходимо развивать эмоционально, т.е. дать значение музыкального искусства.
Великая педагогика:
Анализ результатов проведения
коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
Проанализируем результаты первого этапа эксперимента. В ходе исследования обнаружено нарушение тембра голоса у дошкольников с ОНР, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием, оно обусловлено дисгармоничностью артикуляционного аппарата (Рисунок 2.1). Трое детей не смогли диффере ...
Сущность художественной одаренности
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автор ...
Формы мышления
В психологической науке различают такие формы мышления, как: · понятия; · суждения; · умозаключения. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и яв ...