23 июня 2009 года на заседании Совета безопасности Российской Федерации обсуждалась Доктрина информационной безопасности страны, которая была утверждена Президентом РФ (09.09.2009 г.; №Пр-1895). Этот документ определил, что под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющейся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства и обозначил виды и источники угроз, а также основные задачи и методы обеспечения информационной безопасности государства. {LINKS}
Действительно, в демократическом государстве средства массовой информации должны обладать правом свободно получать информацию и также свободно передавать её конечному потребителю: читателю, слушателю, зрителю. Однако, как отмечает исследователь данного вопроса С.П. Расторгуев, "неограниченная свобода самовыражения для нескольких монополистов СМИ неизбежно приведёт к гибели общества.
В Доктрине указывается, что одним из внутренних источников угроз информационной безопасности РФ является снижение эффективности системы образования и воспитания, и что наибольшую опасность представляет не способность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержанию в обществе общественно-необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Любое информационное воздействие предполагает наличие двух сторон субъекта, который передаёт информацию, и объекта, принимающего её. Гарантируя средствам массовой информации свободу слова, необходимо подумать об объекте, который имеет право принять или отклонить предлагаемую информацию. Ни советская, ни современная российская школа не ставили перед собой задачу научить подростка селекции поступающей информации.
Большое значение имеет и то, что СМИ заговорили на языке подростков. У взрослого человека могут вызвать улыбку попытки 45-летней "тёти" вести себя как тинэйджер, но то, что она говорит, имеет для подростков очень большое значение потому, что она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами.
Если подросток на уроке не может воспроизвести учебную информацию, переданную ему учителем или зафиксированную в учебнике, то ему грозит как минимум двойка. Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист двойку не поставит.
Анализ сообщений средств массовой информации может самого стойкого человека повергнуть в ужас. Не имея достаточных знаний о предмете своего репортажа, журналисты зачастую говорят о нём с такой уверенностью, что у людей складывается впечатление, будто они слушают крупного специалиста в данной области. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные СМИ, могут стать, в конечном счёте, заблуждениями миллионов людей. В результате возникает ложная картина мира, в которой превалирует угроза и опасность. В её изображении мир открывается развёрнутым в своих трагедиях, в своей неприглядности. И эмоциональная палитра у человека складывается из страха, ужаса, обид, разочарований, чувства непосредственной угрозы, опасности и, наконец, завести - ее провоцируют скандальные рассказы из жизни сильных мира сего. В конечном результате суммирования отрицательных воздействий возникает мнительно - тревожный тип личности - агрессивный или безразлично-агрессивный, считает Л.М. Князева. Это сопровождается торможением нравственной, интеллектуальной, творческой активности человека; замедляется или даже пресекается его личный рост и формирование независимой индивидуальности, сказанное выше имеет прямое отношение к педагогике и к системе образования.
Промышленное использование современных информационных технологий для управления людьми настоятельно требует системного формирования механизмов обеспечения индивидуальной информационной безопасности на этапе школьного образования. Человек должен отдавать себе отчёт в том, что опасность может представлять не столько недостаток какой-либо информации, сколько сама информация, если она направлена на искажение существующей модели мира. Подросткам, предстоит разобраться в непростых проблемах современной культурной жизни, выработать верные критерии оценки тех или иных духовных явлений. Активную помощь в этом призваны оказать им семья, школа, литература и искусство, и все виды массовой информации и пропаганды.
Великая педагогика:
Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...
Особенности развития экспрессивной лексики детей в
дошкольном возрасте
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, граммати ...
Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...