Не подлежит сомнению тот факт, что средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Одно из них, а именно телевидение обеспечивает возможность наглядно - образного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на индивида. Проблема влияния СМИ на сознание и поведение людей и последствий от его влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной педагогике и социологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации за рубежом. Эта проблема стала актуальна и в нашей стране. Особенно актуальна проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе. Возникла необходимость в изучении взаимосвязи содержания теле - и печатной продукции и агрессивного поведения ее потребителей, особенно детей и молодёжи.
{LINKS}Современная молодёжь уделяет большое внимание СМИ и особенно телевидению. Оно стало намного ярче и разнообразней. На ТВ появилось большое количество мультфильмов и кино зарубежного производства, которые благодаря своим спецэффектам воздействуют на подсознание и психику подростков, таким образом "привязывая" их к телеэкранам. На телевидении практически отсутствуют отечественные детские и юношеские познавательные передачи. Проблема ещё заключается в том, что многие родители не контролируют и не ограничивают просмотр телепередач своих подростков.
На прилавках газетных киосков также появилось большое разнообразие газет и журналов, которые стали доступны для детей разных возрастов. Во многом вся эта печатная продукция или "желтая пресса" рассчитана на определенный круг потребителей, на более старшее поколение. Зачастую она несет в себе недостоверную или искаженную информацию, которая сказывается на восприятии подростками окружающего мира. Многие подростки имеют возможность выхода в Интернет, т.к. появилось большое количество Интернет-клубов, где они могут получить как полезную так и ненужную информацию, которая будет сказываться на их дальнейшем развитии. Одним из первых, кто затронул данную проблему, является А.А. Погоченков, который считает, что вся мощь коммерческих информационных каналов брошена на то, чтобы погубить доброго, отзывчивого, работающего человека и низвести его к уровню потребителя. Этот стереотип всячески называют нашей молодежи. И свидетельств тому, что подростков действительно стали уделять большое внимание средства массовой информации, особенно ТВ множество: это полупустые залы детских и юношеских театров, практически замороженная деятельность детских отделов концертных организаций, снижение количества художественного уровня познавательных передач радио и телевидения, практическое отсутствие прессы для подростков, трудный и длительный процесс поиска современного литературного героя и т.д.
Данное противоречие помогло сформировать проблему исследования, какими должны быть условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации? В этом заключается проблема исследования.
Цель исследования - сформировать условия эффективного развития подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс развития личности подростка.
Предметом исследования является средства массовой информации как социокультурный фактор развития личности подростка.
Гипотеза исследования: СМИ как социокультурный фактор развития личности будет позитивно влиять на развитие подростков при соблюдении следующих условий:
1. Контроль со стороны родителей и школы за потреблением СМИ;
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
3. Индивидуальное приобщение подростка к СМИ, ограничение в общении с СМИ в случае необходимости.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме исследования;
Раскрыть психолого-педагогические основы влияния СМИ на развитие личности подростка;
Выявить условия влияния СМИ на развитие личности подростка.
Разработать методические рекомендации социальным педагогам и родителям.
Методы исследования:
Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
Методы опроса: анкетирование, тестирование, беседа; педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. Анализ литературных источников, подбор материала, определение научного аппарата исследования;
2. Разработка программы исследования и методики эмпирической проверки гипотезы;
3. Анализ, систематизация и обобщение полученных результатов;
4. Формирование основных теоретических взглядов и практических рекомендаций.
Великая педагогика:
Игры большой подвижности для занятий в зале и на улице
Северное сияние Задачи: развитие быстроты и ловкости; закрепление навыков ориентировки в пространстве, умения быстро реагировать на сигнал, выполнять задание в меняющихся условиях. Количество участников: 12-20 человек. Место проведения: спортивный зал. Атрибуты и инвентарь: красные, синие, желтые с ...
Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в
кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...
Анализ результатов исследования представления
городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Данные, полученные с помощью методик, подвергались следующей статистической обработке: каждому индивидуальному значению по показателям “Городские/сельские старшеклассники" и “Представления о семейной жизни" присваивались ранговые значения. Наивысшему индивидуальному результату по показате ...