Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. {LINKS}
Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого - педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Из всего выше изложенного следует, что через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой. Это доказывает актуальность темы работы “Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников”.
Дидактическая игра, как форма обучения содержит два начала: учебное и игровое. Учитель одновременно в игре является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на уроке расширяются и углубляются знания, то в дидактической игре ученикам предлагаются задания в виде загадок предложений – вопросов, специальных упражнений. Замечательно, если на одном уроке учитель совершает с учениками до 15–17 переходов от одного вида занятий к другим: т.е. дети слушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т.д. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче, ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес. Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Учитывая все это, начиная с первых дней ребенка в школе, я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры. Так в игре “ Минутка”, в 1-м классе, дети учились включаться в учебную деятельность, например, быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Кукла Минутка ежедневно напоминала ребятам: “Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книга, ручка и тетрадки?” Подобную игру провожу и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки”.
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. “Есть у нас девиз такой: все, что нужно,- под рукой”, - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Во втором полугодии 1-го класса достаточно было без проговаривания стихов показать Минутку, и дети за кротчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места. Так без принуждения и нравоучений, дети учились быть учениками.
Первоклассники очень любознательны, отзывчивы на все окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется только тогда, когда все понятно и доступно. И игры помогают в этом.
Великая педагогика:
Социальная педагогика
Социальная педагогика - отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Социальная педагогика включает в себя р ...
Методика организации и проведения коррекции речи
дошкольников на музыкальных занятиях
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад» г.Ивье. В эксперименте приняло участие 10 детей 4-5 лет с общим речевым недоразвитием (III уровень), посещающих логопедическую группу. Опытно-экспериментальная работа включала в себя несколько этапов: констатирующий, собственно ...
Особенности мышления младших школьников
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить. Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное вре ...