С целью, научить ребят быстрее запоминать, развивать память, стала применять игру “Помощник – карандашик”, метод – “письмо с подсказкой”. Диктую предложение и вместе с ребятами пишу на доске не слова, а их обозначение с указанием орфограмм. Например, диктую: {LINKS}
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, кур крадет.
Дети отгадывают загадки.
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учащихся применительно к изучению грамматики и правописания в начальных классах является актуальной. Специально подобранные к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач. На протяжении трех лет, работая над выбранной темой, я провела несколько нетрадиционных уроков: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказку, урок-аукцион, сказочные путешествия в страну русского языка.
На уроках русского языка я использую такой метод работы, как Словарный диктант с комментированием. Этот метод направлен на повышение устойчивости внимания. Суть его заключается в следующем. Учитель читает в слух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых поочередно называет приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ученики еще не знакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв в слове, сколько звуков и т.п. После этого учитель просит взять ручки и записать прокомментированное слово. Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание только в том случае, если выполняются следующие условия:
учитель читает слово только один раз;
учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.
Анализ первичных данных дает информацию о качестве сосредоточения и устойчивости внимания учащихся. Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяет судить об организации коллективного внимания учащихся.
Для развития концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ на уроках русского языка и чтения, в своей работе я использую такой прием, как “ Корректурная проба”
Суть этого приема заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполняя такое упражнение, ребенок может почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Материалы: Любые печатные тексты (книги, газеты, журналы), карандаша и ручки.
Условия проведения. Корректурные упражнения должны проводится ежедневно по 5 минут в течении 2–4 месяцев.
Правила проведения. Это упражнение рекомендуется проводить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. При этом дополнительно заинтересовать, предложив детям тренироваться быть внимательными, для того чтобы стать хорошими летчиками, шоферами, врачами. Чтобы проигрыш не вызывал чувства неудовольствия, можно ввести веселые “штрафы”: столько раз промяукать, проскакать на одной ножке сколько сделал ошибок. По мере овладения игрой правила усложняются.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатели нормальной концентрации внимания для младших школьников – 4 и меньше пропусков. Больше 4 – слабая концентрация. Использование такого приема показало, что после 3–4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных работах в 2–3 раза.
Перед началом игры детям следует объяснить, кто такой корректор и какие профессии требуют развитого внимания.
Учитель: Корректор – это человек, который ищет ошибки в разных статьях, книгах. Вы знаете, как много сейчас выходит книг, журналов и газет для детей и для взрослых. Наверное, вам было бы неприятно, если бы вы читали интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок. Перед сдачей книг в типографию, ее обязательно читает корректор и исправляет все ошибки и опечатки. Представьте, каким внимательным нужно быть, и при этом необходимо знать правила грамматики.
Великая педагогика:
Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах
Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы: Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система. Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы. Реализация п ...
Психолого-педагогические условия применения
компьютерных технологий в старших классах на уроках физической культуры
В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подр ...
Денотаты и коннотации
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это определение и является денотатом данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как " ...