Объекты и субъекты социальной работы
Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. {LINKS}
Философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект»:
--объект – нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект тождествен объективной реальности, является ее частью.
--субъект –носитель предметно –практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.
Субъект –объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении выступало в роли объекта, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. В сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может рассматриваться как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и влияют друг на друга.
Объекты социальной работы возникают, формируются объективно под влиянием социально-экономических, социально-политических условий жизни в том или ином обществе. Субъекты, также возникают под влиянием тех же условий, но формируются государственным политическими и другими институтами.
Объектно-субъектные отношения характеризуют социальную работу как вид практической деятельности.
Объектов в социальной работе достаточно много. Чтобы их каким-то образом упорядочить целесообразно их классифицировать (по каким –либо признакам). Рассмотрим некоторые из классификаций:
1. По возрасту –объектами социальной работы могут быть дети, молодежь, пожилые и старые люди.
2. По состоянию здоровья, которое не позволяет человеку самостоятельно решать жизненно важные проблемы – инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, взрослые и дети, испытывающие затруднения психологические, безнадежно больные люди, семьи с детьми инвалидами, лица, имеющие психологические затруднения, склонные к суициду.
3. По характеру девиантного поведения –дети и подростки девиантного поведения, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, семьи в которых есть лица злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и т.д., лица отбывающие наказания в местах лишения свободы, лица вернувшиеся из мест лишения свободы.
4.Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей – семьи, имеющие детей-сирот на попечении, семьи неблагополучные, многодетные семьи, молодые семьи, семьи с низким уровнем доходов , семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия, молодые семьи, семьи находящиеся в состоянии развода.
5.Особое положение - дети-сироты, безнадзорные дети и подростки, самостоятельно проживающие выпускники интернатных учреждений, бомжи, вынужденные переселенцы, безработные и т.д.
Е.И. Холостава предлагает выделять следующие группы объектов социальной работы:
По принадлежности к определенной социально-демографической группе: дети, молодежь, люди в пожилом и старческом возрасте; женщины, которые в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвленном положении; мужчины, которые встречаются с особыми трудностями, так называемыми андрологическими проблемами, обусловленными их принадлежностью к мужскому полу.
Люди с особыми проблемами: инвалиды или лица с ограниченными возможностями, безработные, родители, чьи дети испытывают трудности в социализации, участники военных действий, страдающие от последствий посттравматического шока, лица злоупотребляющие алкоголем и т.д.
Можно сделать вывод , что социальная работа сегодня должна вестись на уровне индивида, семьи, группы ( групповой уровень), общности людей (общинный уровень), объединенных по территориальному признаку, по характеру схожих проблем или в пределах всего общества.
Если обратиться к истории развития социальной работы как практической деятельности, то нужно отметить, что имели место сложности в решении вопроса о том, как называть того, кому оказывается помощь. Проникновение в социальную работу психотерапевтических методов и методик привело к тому, что ее объектов стали называть «пациентами», другие предлагали название «потерпевший». Однако, эти термины отражали лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. В тоже время, по мере развития социальной работы, укреплялась мысль об активной деятельностной позиции человека в решении собственных жизненных проблем, при безусловной помощи со стороны специалиста по социальной работе. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Оказывая социальную помощь, поддержку клиенту специалист по социальной работе имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией, под которой понимают конкретное состояние проблемы клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Тогда социальная ситуация клиента и является предметом деятельности социального работника, а цель его деятельности заключается в улучшении социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.
Великая педагогика:
Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...
Проблемы социализации детей-сирот
Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо определиться в понимании самого явления социализация. «Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидуумом образцом поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного ...
Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...