До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный процесс. {LINKS}
По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, реферата, заметки, статьи и т.д.
Полученные в эксперименте результаты должны быть доказательными, а действия педагога-экспериментатора – осознанными. Без осмысления учитель не сможет понять и четко отвечать на вопросы: что он делает как экспериментатор, почему так действует, что собирается получить и как собирается проверить результат, что получилось в итоге, подтвердились ли ожидания.
Поэтому пошагово создание программы эксперимента должно выглядеть таким образом:
мотивационный уровень («хочу»);
самоопределенческий уровень («могу»);
проектировочный уровень («как сделать»).
Структура программы эксперимента включает такие компоненты, как
противоречие,
проблема,
объект,
предмет эксперимента,
экспериментальная идея,
замысел, цель и задачи эксперимента,
его этапы.
Потребность в педагогическом эксперименте возникает всякий раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, проявляется противоречие, мешающее деятельности педагога, не позволяющее ему достигать желаемого результата. Возникает ситуация, при которой профессиональных знаний оказывается недостаточно для разрешения возникшей проблемы. Проблема всегда должна быть актуальной. Иначе говоря, необходимо продумать, какие затруднения, противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути (программы, методики, технологии и т.п.) и начать поиск нового или из каких потребностей вытекает необходимость именно данной опытно-экспериментальной работы. В ходе этого совершенно необходимого этапа будущий экспериментатор ищет ответ на вопросы: «Актуальна ли идея? Стоит ли тратить силы? нет ли в литературе уже готового ответа на мучающие потенциального исследователя вопросы?».
Актуальность идеи и замысла определяется тем, что затруднения носят всеобщий характер, что их преодоление необходимо для решения назревших задач развития образования и становления личности.
Так появляется идея эксперимента тема исследования.
Экспериментальная идея – это общее представление о предполагаемом направлении деятельности учителя в создавшейся проблемной ситуации, некоторое представление о желаемом результате.
Конкретизируется идея эксперимента в его замысле, который предполагает описание процесса реализации идеи, пошаговые действия к достижению цели эксперимента. Главная проблема, возникающая при разработке замысла, заключается в том, как воплотить идею на практике.
Замысел эксперимента претворяет идею в конкретные формы, в некую программу действий и требует определенных методов ее воплощения.
Замысел может содержать логическую схему разворачивания действий; принципы отбора учебного материала; выделение центральных мыслей, ведущих положений, методы, организационные формы.
Идея и замысел эксперимента позволяют учителю-экспериментатору определить объект экспериментирования – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться. Здесь основной вопрос: что исследуется? Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления). Объектами исследования могут быть развитие педагогического, ученического коллектива, система воспитательной работы школы, учебно – воспитательный (образовательный, педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета, система управления в школе и т.п.
Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие – на какие свойства, связи, отношения, – нужно выделить предмет экспериментирования.
Это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно исследуется.
Предмет, таким образом, отвечает на вопрос: как рассматривается объект: какие свойства, отношения, функции выделяются в объекте; какая часть объекта будет раскрываться в данном экспериментальном исследовании?
Рассмотрим примеры. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в лицее, то предметом может быть «механизм отбора» (разработка диагностических методик) для обучения в школе этого типа или формирование оптимальных вариантов учебного плана, или механизм интенсификации обучения в этих условиях. Если объект – процесс обучения иностранному языку, то предметом может служить, например, механизм применения определенных методов обучения. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой эксперимента (исследования), однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.
Великая педагогика:
Организация педагогической деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была направлена на решение следующих задач: - разработать и экспериментально проверить этапност ...
Особенности развития экспрессивной лексики детей в
дошкольном возрасте
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, граммати ...
Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...