Рассматривая особенности социализации детей-сирот, необходимо определиться в понимании самого явления социализация. «Социализация (от лат. solialis - общественный) - процесс усвоения индивидуумом образцом поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе», - говорится в энциклопедическом социологическом словаре Российской Академии наук под редакцией Осипова Г.В. {LINKS}
Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни (в отличие от адаптации, которая возникает по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям). Это понятие имеет междисциплинарный характер и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях.
Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.
Под социализацией также понимается процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта (А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Б.Д. Парыгин, А.А. Реан и др.). В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей и навыков. В процессе социализации индивид проявляет свою автономность и независимость, формирует личный опыт, осуществляет самосоциализацию, то есть образование внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля и самокоррекции.
Таким образом, процесс социализации включает в себя не только социальное познание и освоение универсума культуры, но и осуществление навыков практической деятельности, построение системы социальных связей и ориентации, где индивид себя проявляет как личность, как субъект деятельности, как индивидуальности.
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:
1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.
2. Окружающая среда также может воздействовать на личность.
3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.
4. Важным аспектом формирования личности является культура.
Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки могут быть названы факторами. Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации осуществляются включение индивида в социальные отношения, изменение его психики.
Таким образом, под социализацией понимают процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Выделяют отдельно такое понятие, как семейная социализация. Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны – как подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
В исторической перспективе учеными были выделены проводники или агенты социализации и исторические изменения моделей социализации детей в связи с изменением типов семьи, а также стереотипы социализированного и недостаточно социализированного ребенка. Особый интерес вызывает попытка рассмотреть следствия прямой и опосредованной депривации (изоляции) ребенка от семьи. В связи с этим следует обратить особое внимание на тот механизм социализации, который присущ лишь семье и не наблюдается в действии всех остальных агентов социализации.
Великая педагогика:
Психолого-педагогические
особенности обучения математике в 5-6 классах
Наше исследование связано с вопросами методики обучения математике в 5-6 классах, поэтому, прежде всего, рассмотрим вопросы современной психологии и педагогики, связанные с этим возрастом. История развития российской и зарубежной психологии и педагогики неразрывно связана с изучением различных аспе ...
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...
Развитие детской речи в норме
Выделяют следующие стадии развития ребёнка от рождения до 18 месяцев. 1 стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие нос ...