Проблемы социализации детей-сирот

Страница 2

Говоря более схематично, социализация понимается как:

1) процесс «вхождения индивида в социальную среду»;

2) процесс «усвоения индивидуальных социальных влияний»;

3) приобщение его к системе социальных связей.

То есть это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющей ему функционировать в качестве члена общества. При этом социализация проходит в трех направлениях: {LINKS}

Деятельность - ориентировка в системе связей; выявление особо значимых видов деятельности; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значения.

Общение - умножение контактов с другими людьми.

Самосознание - целостность Я, личностная идентичность.

Многие авторы склонны полагать, что социализация продолжается всю жизнь, а не только в определенный возрастной период: Социализация - это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям, и жизнь в измененном обществе.

Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы.

В качестве источников социализации выступают:

1) передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

2) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

3) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль (Психологический словарь).

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей. Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование, как самой личности, так и общества.

Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

В процессе социализации личность как бы "примеривает" на себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, то есть определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Л.С. Выготский еще в 30-е годы говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения, как об интериоризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков. Через других мы становимся самими собой.

А.В. Мудрик определяет социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Он выделяет четыре основных составляющих процесса социализации:

- стихийная социализация (взаимодействие и влияние на человека объективных обстоятельств жизни общества);

относительно направляемая социализация (определенные экономические, законодательные и другие меры государства, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных групп населения);

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Технология концентрированного обучения
Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов ус ...

Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
Поощрение и наказание как методы стимулирования Педагогическая оценка как стимул Эффективность педагогической оценки Поощрение и наказание как методы стимулирования Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к сист ...

Место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений
Согласно традиционному учебному плану, который до недавнего времени был единым для всех школ страны, география изучалась в основной школе и один курс (10 кл.) – в полной средней школе. В период реформ Министерство образования РФ разработало специальный документ – Временный государственный образоват ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru