Как отмечает А.В. Мудрик, ряд исследователей разрабатывает идею, суть которой в том, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Выделены также характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. {LINKS}
Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
а) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей путем подражания образцам поведения, либо этот опыт носит асоциальный характер;
б) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений;
в) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации, формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
г) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего поведения на внутренний самоконтроль.
Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Главными идеями организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами является опора на потенциал каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытия всех его возможностей. Организация жизнедеятельности детей - сирот должна строиться по принципу «сделай себя сам».
Особые условия, которые присущи социальным отношениям детей-сирот, отсутствие адекватных педагогических средств часто приводит к неадекватности выбора ими деятельности; несоответствия их самооценки реальным возможностям; ограниченному кругу общения. В результате у этих детей формируются такие качества, как приспособленичество, неприятие других людей, равнодушие к жизни.
Уровень развития социального поведения сироты – это фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовать внутренние потенции личности или не позволяющий сделать это. Причем особенно важна психологическая диагностика этого уровня именно в подростковом и юношеском возрасте, поскольку в этом периоде жизни закладывается основа успешной социализации в дальнейшем. При этом под социальным поведением понимается организованная реальная активность индивида в качество социального субъекта в системе отношений с другими социальными субъектами. Именно в юношеском возрасте происходит развитие всех систем, обеспечивающих социальную адаптацию человека на взрослом уровне, увеличивается когнитивная сложность восприятия межличностных взаимодействий, более точно учитывается социальный контекст коммуникации и ролевая диспозиция.
Воспитанник детского дома – саморазвивающаяся личность. Формирование образа "Я" происходит лишь на основе накопления минимума опыта, который и дает толчок самодвижению, саморазвитию. Развивающаяся личность нуждается в помощи педагогов, воспитателей для осуществления своих самовоспитательных замыслов, обеспечивающих ее социальное и профессиональное самоопределение. Социальное самоопределение воспитанников – это их ролевое, профессиональное самоутверждение. Это не подчинение обстоятельствам, а жизненная устойчивость, стремление достичь цели, реализовать свою индивидуальность, настойчивость в осуществлении намеченных перспектив, что обязательно требует определенной гибкости личности.
Социализация – это не столько борьба с обстоятельствами, сколько преодоление себя, способ самоутверждения, путь к свободе даже в самых сложных обстоятельствах. Она продолжается практически всю жизнь. Сложность социального самоопределения состоит в том, что в разных сферах бытия человека оно происходит и не одновременно, и не с одинаковой интенсивностью. Это в первую очередь касается профессионального самоопределения.
Великая педагогика:
Характеристика
содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...
Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития
учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...
Подходы к изучению грамматики
Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов: 1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой? 2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными? Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Tho ...