Все дети разного возраста пришли в детский сад из семей, где получили различное воспитание и имели различные умения. Практически весь первый год работы с детьми, несмотря на разницу в их возрасте, мы работали со всеми по первому уровню (см. выше). Он предусматривает развитие предметной деятельности, ориентирование на себе, знакомство с помещениями группы, простейшие элементы ориентировки в малом и большом пространствах, навыки самообслуживания. {LINKS}
Особое значение придавалось сенсорному развитию, развитию сохранных анализаторов. Осязающая рука заменяет незрячему глаз, поэтому, чем раньше начать упражнять руку ребенка в осязании, тем меньше трудностей встретится у него при обучении в школе, поэтому учили детей особенностям осязательного восприятия, последовательности знакомства с предметами, планомерности их обследования. Основная трудность в этом периоде была вызвать интерес к действию с предметами, овладеть способом употребления их, а не просто ощупывать, и узнавать и называть их.
Мы знакомили детей с различными объемными, плоскостными формами, учили отличать предметы по величине, по различной поверхности, знакомили с различными материалами: металл, дерево, пластмасса, резина, разные виды ткани. У многих детей наблюдали боязнь ощупывания ворсовых, особенно, длинноворсовых материалов и игрушек, различных чучел животных и птиц.
С повышением уровня развития детей проводились игры на анализ и синтез, на развитие наблюдательности: „Чем отличается резиновый мяч от клубка шерсти, от стеклянного шарика?”, „Что шероховато?”, „Что гладко?”, „Что я тебе даю в руку?”, „Расскажи какой кубик” и т.д.
Этим мы побуждали ребенка внимательно наблюдать предметы окружающего мира, сравнивать их между собой, схватывать их связи и отношения.
Все это, кроме общего развития психики ребенка, является основой для формирования навыков ориентировки. В более поздний период с детьми, которые хорошо ориентировались на столе, листе бумаги, хорошо различали поверхности, мы начали работу по обучению старших дошкольников ориентированию с помощью рельефных топографических планов и меток (методика Л.И.Солнцевой, апробирована в Санкт-Петербургском детском саду для незрячих детей). Приемы ориентировки, разученные на рельефной карте, осваивались затем в реальных условиях спортивного зала, а затем и участка детского сада.
Сначала детей обучали распознавать различные рельефные метки на листе бумаги. Для этого изготовили пять специальных карточек, на которых в три ряда в произвольном порядке расположены пять различных меток, применяемых в топографических листах (лестница, флажок, шарик, елочка, домик) (рис.1). Дети должны были их распознать и назвать. Затем на двух простых топографических схемах дети должны были пройти к домику по рельефному пути, называя направление движения (рис.2). Следующий, усложненный вариант, найти домик по меткам (рис.3). Для того, чтобы дети с интересом выполняли задания, создавались игровые ситуации и мотивация: звери из зоопарка присылали письма с приглашением прийти в гости, в которых они указывали, как найти в зоопарке их домик (различные способы ориентировки).
Рис.2
Рис. 3
Рис. 4
Великая педагогика:
Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов
детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...
Проектная методика в зарубежной и отечественной системе образования
В рамках использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе целесообразно рассмотреть: сущностную характеристику метода проектов как предпосылки современного проектного обучения ИЯ; проектную методику как основу для реализации личностно-деятельностн ...
Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения
В течение всех четырех лет начального обучения ведется работа по формированию у детей понятий о натуральном числе и арифметических действиях. С самого начала это делается в неразрывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий, с работой, направленной на усвоение ...