Дети усваивали путь и метки не только осязательно, но и вербально, определяя словесно каждый отрезок пути и каждую метку. Затем проводилось закрепление в памяти последовательности направлений или меток, т.е. всей системы пути или меток. Наиболее успешно со всеми заданиями справлялись Таня П., Оля Д., Саша К.; Янису Д. и Диме Н. требовалось гораздо больше времени для усвоения материала. Оля и Нина не могли выполнять эти задания. {LINKS}
Успешная ориентировка незрячих детей на листе бумаги осуществляется на основе сложных психических процессов, включающих в себя высокий сенсорный анализ (осязательный) предметов, необходимых для ориентировки, речь в обобщенной форме, произвольное запоминание речевой и неречевой информации и, наконец, анализ, сопоставление, выбор правильного решения, т.е. включение деятельности мышления.
Пятое задание было более легким, т.к. от незрячих детей не требовалось составления в представлениях памяти детализированного топографического плана и четко дифференцированного представления пути. Они правильно выполняли задание даже тогда, когда имели лишь четкое представление самого пути при диффузном представлении топографического плана всего поля ориентировки.
При ориентировке по меткам незрячий должен перевести в умственный план и образно закрепить представления дифференцированной системы меток и их топографическое расположение. В противном случае дети начинали работать не по правилу, а путем проб и ошибок. Нахождение пути с использованием схемы-плана и меток оказалось наиболее плодотворным и наиболее результативным в работе с незрячими детьми. Опора на систему ориентиров (схему-путь и систему меток) создает у незрячего чувство уверенности и правильности своих движений, так как метка дает возможность ребенку самому убедиться в том, что его решение правильно уже в процессе ориентировки, а не в конце работы, что служит стимулом для его дальнейших действий.
После усвоения ориентировки на листе бумаги мы переходили на ориентировку на магнитной игре-пособии „Ориентир”.
Кустарно выполненная игра-пособие „Ориентир” имела огромное значение для обучения детей математическим представлениям, предметным представлениям, моделированию, самостоятельным играм, а, особенно, ориентировке в пространстве. Она представляет собой магнитное поле 60х40см или 80х60см в разложенном виде и прилагающиеся детали:
Магнитные квадраты 4х4х1 с белой гладкой поверхностью;
Магнитные квадраты 4х4х1 с зеленой шероховатой поверхностью;
Прямоугольники магнитные 8х4х1 с белой гладкой поверхностью;
Прямоугольники магнитные 8х4х1 с зеленой шероховатой поверхностью;
Различной длины полоски-дорожки из магнетизированной резины, позволяющие изгибать их как нужно;
Зеленые из пористой резины шарики – кусты на магнитной подставке, высотой 2,5см;
Зеленые из пористой резины шарики – деревья на магнитной подставке, высотой 5см;
Зеленые елочки на магнитной подставке, высотой 4см;
Синие прямоугольные со сглаженными верхними углами фишки – машинки на магнитной подставке, которые могут двигаться по дорожкам, примагничиваясь к ним, 3х2х1;
Красные четырехугольные пирамиды – крыши на магнитной основе 4х4х2см;
Красные прямоугольные призмы – крыши 8х4х2см;
На игровом поле, уже хорошо знакомом детям, моделировались такие же задания, которые дети выполняли на плоскостной карте. Нами дополнительно были созданы метки флажка и лесенки. После многочисленных тренировок дети научились проходить путь к домику с помощью карт-схем и меток. Игровая мотивация создавала хороший эмоциональный фон при выполнении детьми заданий.
Великая педагогика:
Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...
Понятие ОНР. Овладение навыками связной речи дошкольниками с ОНР
Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение ...
Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...