Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

Педагогическая информация » Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим нарушением речи » Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению нового, более сложного материала. {LINKS}

1 период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям - фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным и подгрупповым.

Одним из обязательных условий формирования правильной, чёткой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращённую речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребёнка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в 1 периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, вызыванием отсутствующих звуков и развитием фонематического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой чёткости и внятности речи.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, а индивидуальные и подгрупповые занятия - ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

-развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращённую речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

-подготовку к овладению диалогической формой общения;

-практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

-усвоение притяжательных местоимений "мой-моя" в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

-преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени ("спи - "спит", "пей"-"пьёт");

-овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, по моделям:

1 им. п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: "мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьёт чай (компот, молоко)", "читает книгу (газету)",

2 им.п. существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: "Кому мама шьёт платье?" - "Дочке, кукле", "Чем мама режет хлеб?"- "Мама режет хлеб ножом", - усвоение навыка составления короткого рассказа.

Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время осуществляются:

1 уточнение произношения простых звуков: а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь, б, бь;

2 постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: к, кь, г, гь, х, хь, ль, йот, ы, с, сь, з, зь, р;

3 различение на слух гласных и согласных звуков;

4 выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т.п.), анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...

Проблема содержание социального образования
Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России, а, следовательно, и Беларуси в первой половине 90-х годов. В эти годы серьезно переосмысливаются подходы к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, ведется поиск эфф ...

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru