Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиональных задач предполагает органичное сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и личностных качеств. Именно личностные качества, ценностные ориентации определяют стиль поведения специалиста, оказывают решающие влияние на систему отношений, которую он формирует. бытовая химия оптом дёшево в Ижевске{LINKS}
Большинство исследователей, среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость. Человек, избравший эту профессию должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы.
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста. Он должен быть интересным, нужным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов.
И.А. Зимняя выделяет следующие требования к личностным особенностям социального работника: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
В основе личностной характеристики социального работника лежит такой критерий как способность специалиста функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в парадигме «человек-человек».
Социальный работник, погруженный в гущу социальной жизни, несет в себе бремя огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, за общество в целом. При этом социальные условия общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей профессиональной деятельности социальный работник, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнета бытовых, социальных проблем, на себе не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров и, как следствие, в своей работе он может не только не быть эффективным, но, напротив, может усугублять проблемы своих клиентов собственной беспомощностью, неумение наладить межличностных контакт. Поэтому осуществление в процессе социальной работы социальной защиты и поддержки человека, естественно наталкивается на ряд психологических трудностей, которые могут быть устранены либо путем специального подбора социальных работников с профессионально желаемыми личностными качествами, либо путем развития этих качеств в процессе подготовки и самообразования специалиста.
Личностные характеристики социального работника большинством исследователей рассматриваются: а) как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области; б) как готовность к такого рода деятельности.
Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают (Шевеленкова Т.Д.):
Гуманистический потенциал –т.е. ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в деятельность. Для специалиста социальной сферы должна быть характерна ориентация на человека как высшую ценность, как меру всех вещей. В практической деятельности данная ориентация может реализовываться в развертывании различных личностных смыслов: идея служения другому человеку, самореализация человека как личности в процессе взаимодействия с другими людьми, идея справедливости и т.д.
Великая педагогика:
Значение использования художественной литературы в умственном развитии
детей
Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представ ...
Анализ фразеологизмов английского языка с компонентами – зоонимами и их
эквивалентов в русском языке
Фразеологизмы английского языка с компонентами – зоонимами Развитие многозначности зоонимов осуществляется путём переноса значения, названия. Исторически вторичные значения являются переносными, часто и фигуральными, но многие из них в настоящее время уже не осознаются в своих исходных качествах. С ...
Развитие количественных представлений у детей посредством литературных
представлений
Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров: Задачи в стихах Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше ...