Психолого-педагогические особенности обучения математике в 5-6 классах

Педагогическая информация » Возможности использования компьютерных средств на уроках математики в 5-6 классах » Психолого-педагогические особенности обучения математике в 5-6 классах

Страница 1

Наше исследование связано с вопросами методики обучения математике в 5-6 классах, поэтому, прежде всего, рассмотрим вопросы современной психологии и педагогики, связанные с этим возрастом.

История развития российской и зарубежной психологии и педагогики неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. Исследования таких авторов как Н. П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.) показали, что уже в начальных классах учащиеся оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить весь программный материал по предмету. Результат усвоения учебного материала колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, дети массово испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении. Поэтому прежде чем разрабатывать методику, опишем особенности психических процессов у учащихся этого возраста. Это позволит определить направления исследования при разработке учебно-методических материалов. {LINKS}

Школьники 5-6 классов обладают достаточным уровнем развития восприятия. У них высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета.

Процесс обучения предъявляет особые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходимы осмысленность деятельности учащихся. Сначала ребёнка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Дети уже в состоянии сосредоточиться и тщательно рассмотреть все характеристики предмета, выделить в нём главное, существенное. Эта особенность проявляется в процессе учебной деятельности. Они могут анализировать группы фигур, упорядочивать предметы по различным признакам, проводить классификацию фигур по одному или двум свойствам этих фигур.

У школьников этого возраста проявляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Процесс формирования понятия - постепенный процесс, на первых стадиях которого важную роль играет чувственное восприятие объекта.

Школьники 5-6 классов способны управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) медленно, но постепенно возрастает.

В этом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память. Она приобретает опосредованный характер, обязательно включается мышление. Поэтому необходимо учащихся учить правильно рассуждать, чтобы процесс запоминания базировался на понимании предлагаемого материала.

Заодно с формой меняется и содержание запоминания. Становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Процесс овладения знаниями, умениями, навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.

Школьники 5-6 классов вполне могут управлять своим вниманием. Они хорошо концентрируют внимание в значимой для них деятельности. Поэтому нужно поддерживать интерес школьников к изучению математики. При этом целесообразно опираться на вспомогательные средства (предметы, картинки, таблицы).

В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений. Это требует от него постоянного создания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал, т.е. развитие воображения учащихся 5-6 классов с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую психическому развитию школьников.

При развитии у ребёнка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится всё более управляемым процессом.

У учащихся 5-6 классов воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Они могут проигрывать в уме мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западно ...

Цели, задачи и функции педагогики
Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и у ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru