Социальная работа как практическая реализация философии прав человека

Педагогическая информация » Введение в социальную работу » Социальная работа как практическая реализация философии прав человека

Страница 1

Наряду с концепцией профессионализма, стержнем понятийной структуры социальной работы стала идея прав человека. Философия прав человека стала двигателем и обоснованием (особенно в ХХ вв.) многих политических и социальных реформ. Понятие «права человека» относительно молодое, оно возникает в Западное Европе и США примерно два века назад. {LINKS}

Основу данной философии составляет утверждение, что каждый человек обладает абсолютным и неотъемлемым правом на определенные блага, которые в недалеком прошлом были доступны лишь определенным, привилегированным слоям общества достойную жизнь, на уважение достоинства своей личности Как отмечает В.И. Курбатов, философия прав человека - это комплекс представлений о реальном и об идеальном устройстве общества, и о месте индивида в обществе.

Зачатки идей, оформившихся в философию прав человека, впервые получили развитие в Древней Греции и Риме. Именно, в греческих городах-полисах зародились представления о гражданстве, связанное с принципом прямой демократии, причем демократии для избранных. В своем окончательном виде философия всеобщих гражданских прав формируется в ХУП- ХУШ вв., хотя мысли о принципиальном равенстве людей были высказаны еще римскими философами-стоиками. Основой философии право стало новое представление о природе человека, его роли и месте в мире, о новом, более разумном и совершенном устройстве общества. Согласно философской этике Канта, каждый человек должен рассматриваться как цель, а не как средство.

Борьба за новое общественное устройство в данный период показала, что краеугольным камнем нового общества должна стать индивидуальная свобода, закрепленная законом. Эта позиция сближала практически всех реформаторов и революционеров. Они также были уверенны в том, что новое общества станет гуманнее и более справедливым к своим гражданам. Философия гражданских прав ХУП- ХУШ вв. приоритетным провозглашала равенство людей перед законом. Однако, на практике эту идею реализовать не удалось. Пример Америки, Франции показал, что республиканская форма правления, гарантирующая равенство политически и юридических прав, не приводит к фактическому равенству граждан. Поляризация общества по социальному признаку усиливалась, что , в свою очередь, увеличивало численность так называемого «социального дна»: нищих, бродяг, пьяниц и проституток. Необходимо было искать новые механизмы и формы социальной защиты и поддержки человека.

В течение Х1Х- ХХ вв. получают всеобщее распространение гуманистические , демократические , эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет привилегий. Данная мысль впервые нашла официальное выражение еще в ХУШ веке в знаменитой декларации «Все люди рождаются равными перед Богом и наделены одинаковыми правами». В ХХ в. она находит законодательное закрепление в ряде документов, принятых авторитетными международными организациями, в частности ООН: Всеобщая декларация прав человека (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Международные пакты по правам человека, один из которых касается гражданских и политических прав, другой – экономических, социальных, культурных (1965 год), Декларация социального прогресса и развития (1969 год), Правила, касающиеся задержания правонарушителей и обращения с ними (1955 г), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год).

Закрепленное в основных документах понимание прав человека подразумевает, что права человека всеобщи (они должны осуществляться без какой бы то ни было дискриминации); права человека прирождены, т.е. индивид получает их не в результате удачного происхождения, религиозных или материальных преимуществ, а в силу того факта, что появился на свет в том обществе и государстве, которые признают такие права в качестве основополагающих; права человека неотъемлемы и права человека целостны.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Психологический анализ учебной деятельности
Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштей ...

Пути совместной работы логопеда и воспитателя
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организаци ...

Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru