Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Страница 2

Реализация информационно-диагностической функции социально-психологического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у молодых людей в процессе вхождения в профессиональную среду проблем и затруднений, выбор наиболее подходящего психолого-педагогического средства и создание благоприятных условий для решения этих проблем. Задачами диагностики являются: во-первых, контроль динамики профессионального развития молодых людей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а во-вторых, установление правильного направления профессионального развития. {LINKS}

Реализация диагностической функции социально-психологического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:

изучение практического запроса;

формулировка проблемы;

выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

выбор метода решения проблемы;

использование метода;

формулировка социально-педагогического диагноза;

7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.

Рассматривая реализацию коммуникативной функции социально-психологического сопровождения, его субъекты должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с молодым человеком определяются, прежде всего, их необходимостью и достаточностью для разрешения его затруднений. Необходимы соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения; постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности предполагает, что подросток активен, он самостоятельно разрешает затруднение с помощью педагога.

Для достижения целей социально-психологического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической функции. Суть этой реализации - в обосновании определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными молодыми людьми на производстве, базирующегося на достоверных данных, и создание на основе этого прогноза проекта взаимодействия с воспитанником.

Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых сопровождающим ситуаций, мероприятий для решения проблем, возникших у выпускников профессиональных учреждений для сирот. Такие ситуации имеют большое значение для социально-психологического сопровождения, если они эмоционально значимы для них и осознаются ими как событие своей жизни.

Значительную роль в решении проблем выпускников может сыграть медико-социально-психолого-педагогическая служба учреждения профессионального образования для сирот. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из учреждения выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, составлении деловых бумаг; каждому из них нужен «пакет необходимых документов»; они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения необходимо обращаться в каждом отдельном случае (Шипицына Л.М.).

Сама подростковая группа формируется в условиях противостояния взрослому миру в лице педагогов и, как следствие, отрицает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с социально-психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Коррекция должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнёру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая её на новую ступень взаимодействия.

Социально-психологическая диагностика и программы сопровождения

В рамах социально-психологического сопровождения производится комплексная диагностика каждого воспитанника при его поступлении с целью выявления у него социальных навыков, характерологических особенностей личности и профессиональной направленности. С этой целью разрабатываются диагностические карты уровня социального развития, психологических особенностей и т.д. На основании психодиагностики составляется, индивидуальна программа работы с воспитанником, которая затем обсуждается психолого-педагогическим консилиумом, чтобы определить путь его дальнейшего развития.

Нами выделены этапы социально-психологического сопровождения:

Подготовительный – сбор первичной информации, диагностика, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...

Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов
Выборка исследования включала 20 детей 7-10 лет, занимающиеся в ансамбле «Родничок» при МДОУ № 177, Ленинского района, г.Нижний Новгород. Это школьники 3-5 классов, занимающиеся хореографией в течение 1-2 лет. После контрольного тестирования в группе проводились дополнительные занятия по народному ...

Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была направлена на решение следующих задач: - разработать и экспериментально проверить этапност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru