Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Страница 1

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол «сопровождать» употребляется в значении «проходить с кем-то часть пути, ехать с кем-нибудь в качестве спутника или провожатого». Аналогичное лексическое значение рассматриваемой словоформы предлагают С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, по мнению которых, «сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»; «сопровождать» какой-либо процесс или действие - «производить что-то одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь». {LINKS}

В «Большом толковом словаре русского языка» «сопровождение» обозначает действия: «следовать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя кого-либо или идя за кем-либо; производить одновременно с кем (чем)-либо, сопутствовать чему-либо; служить приложением, дополнением; постоянно быть, иметь место во время пути с кем-либо, чем-либо; производить, совершать действие вместе, одновременно с другими людьми; прилагать к чему-либо, дополнять чем-либо».

Осухова Н.Г., опираясь на этимологию слова, в ситуации сопровождения выделила три основных компонента: «путник», «сопровождающий» и «путь, который они проходят вместе». Анализируя варианты лексического значения слова «путник», она пришла к заключению о том, что такой ряд многозначности дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых разных вариантов помощи личности.

В русской литературе «путь» - философская категория, понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие значения, как «жизненный путь», «духовный путь», что придает понятию «сопровождение» иной смысл - «наставничество человека, находящегося в процессе экзистенциального поиска». В этом контексте, по словам Н.Г. Осуховой, заложены идеи общего отрезка в пространстве и времени, общих динамических отношений между участниками, совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия, защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий как человек более опытный, уже ходивший этим путем и знающий его особенности.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Педагогическое сопровождение дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги. Можно, например, говорить о дидактическом сопровождении, целью которого является поддержка самостоятельной учебной деятельности, о коррекционном сопровождении детей, имеющих особые нужды.

Социально-психологическое сопровождение имеет свою специфику и направленно, прежде всего, на поддержку воспитанника в построении им своих социальных отношений, на обучение молодого человека новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-психологическое сопровождение человека – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных психолого-педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Нами выделены цель и задачи социально-психологического сопровождения. Цель социально-психологического сопровождения – содействие социально-психологической адаптации, обеспечение благоприятных условий для коррекции, развития и адресной поддержки учащихся-сирот в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, способность получения ими профессионального образования и гармоничного вхождения в социум.

Задачи:

защита и улучшение положения выпускников-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, комплексное решение проблем социализации учащихся-сирот, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия;

психологическая диагностика с целью выявления проблем и трудностей социально-профессиональной адаптации и гармоничной интеграции в обществе;

помощь в социально-профессиональной адаптации (адаптационные сборы, тренинги, консультирование), в случае необходимости реализация программ коррекции тех или иных нежелательных качеств и свойств личности;

создание адресной поддержки учащихся-сирот в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий и образовательных программ;

обеспечение доступности социальной реабилитации, адаптации и интеграции в социум;

создание условий для личностного развития, психологического благополучия и оздоровления учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

достижение уровня толерантности через осознание и признание абсолютного приоритета безопасности человеческой жизни как непреходящей ценности.

Помимо выше перечисленных, необходимо выделить инвариантные инструментальные функции, обеспечивающие решение всех перечисленных задач. К ним относятся: информационно-диагностическая, коммуникативная, прогностическая и организаторская функции.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке бакалавров во Франции
Главным принципом обучения в целом (не только профессионального) является доступность образования. Существует, как позитивная, так и негативная оценка этого принципа. Критикуют реализацию этого принципа по причине укоренившегося стереотипа о том, что образование дает человеку не столько возможность ...

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической литературе
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru