- запрос выпускника;
- сведения о результатах диагностики;
- анализ ситуации социального окружения студента – выпускника детского дома в образовательном учреждении;
- специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; {LINKS}
- выявление реальных трудностей.
Организационный – построение индивидуального маршрута преодоления проблем и затруднений, разработка адаптационных программ и программ коррекции:
- изучение результатов диагностики;
- подбор направлений и содержания адаптирующей, коррекционной, развивающей работы; обозначение предполагаемых результатов;
- разработка индивидуальных программ, определение форм работы;
- подбор команды специалистов.
Адаптационный - реализация разработанных программ с целью:
- адаптации к новым условиям жизни;
- обеспечения наиболее безболезненного вливания в коллектив сверстников;
- коррекции нежелательных проявлении личностного развития,
- построение траектории дальнейшего развития.
Основной - динамическое наблюдение, промежуточная диагностика с целью анализа результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Отслеживание динамики развития.
Коррекционный (в случае необходимости) – разработка программы дальнейших действий, рекомендаций, продолжение работы по реализации. Разработка дальнейших действий по реализации.
Реализация программ осуществляется через различные формы работы:
- адаптационные сборы, ролевые игры;
- различные тренинги (в зависимости от проблемы);
- индивидуальные и групповые занятия с психологом;
- арттерапия;
- музыкотерапия;
- игротерапия (в т.ч. компьютерная);
- спортивная и оздоравливающая деятельность;
- лечебно-профилактические мероприятия (ЛФК, массаж, гидромассаж, фитотерапия, физиолечение, ароматерапия).
При этом - максимальное использование личностного ресурса учащегося и интеграция его в социокультурное пространство.
Мониторинг эффективности реализации индивидуальных развивающих программ. Составление аналитических материалов.
Перечень социально-психологических программ сопровождения и коррекции, необходимых для реализации социально-психологического сопровождения:
1. Программа личностного роста.
2. Программа коммуникативной компетентности.
3. Программа формирования лидерства.
4. Программа толерантности.
5. Программа эффективного взаимодействия.
6. Программа коррекции отклоняющегося поведения.
7. Программа коррекции агрессивности.
8. Формирование здорового образа жизни.
9. Программа культуры взаимоотношения полов.
10. Программа эмоциональной устойчивости и т.д.
Виды программ социально-психологического сопровождения:
реабилитационные
коррекционные
адаптирующие
развивающие
креативные
коммуникативные
социальные.
Подходы к созданию социально-психологических программ сопровождения и коррекции:
1. Определение целей и назначения социально-психологического сопровождения. Практическая ориентированность программ.
2. Создание консилиума (социальный педагог, психолог, медик) по выработке основных направлений по решению задач социализации студентов.
3. Создание учащимся успешности в учебном процессе и индивидуальном взаимодействии.
4. Актуальность личностным запросам студентов и различным службам.
5. Психологическая безопасность и защищенность каждого.
6. Помощь Другим, привлечение Других сверстников-сирот в орбиту гуманистических задач, создание поля ценностных ориентаций студентов.
7. Гражданская ответственность каждого студента за свою жизнь, обучение, получаемую профессию, дальнейшую работу.
8. Формирование личности патриота профессионала высокого уровня квалификации, отвечающего требованиям к специалисту 21 века.
Конкретность программ социально-психологического сопровождения и коррекции:
Поведение студента в экстренных ситуациях.
Практикум взаимодействия с преподавателями вуза.
Способы вхождения в контакт с работниками государственных служб.
Позитивные способы выхода из межличностных конфликтов.
Позитивные способы разрешения внутригрупповых конфликтов.
Имидж и составляющие студента.
Половое воспитание, аспекты семейного кодекса, права и обязанности семьи в различных ситуациях, права молодой матери трудоустройство и способы устройства на работу, тренинг эффективного взаимодействия.
Поведение, правовые аспекты взаимодействия с милицией, органами ЖКХ, больница, муниципальные службы, молодежная политика, общественные и молодежные организации и др. Тренинги и тренинговые упражнения по запросу. Трудовая деятельность, эффективные формы взаимодействия с работодателем и т.д., тренинг личностного роста.
Практика по выбранной профессии. Способы взаимодействия в группе, трудовом коллективе, неформальной группе. Тренинг на сплочение в группе. Социометрия. Консультирование по проблемам.
Великая педагогика:
Специальные
педагогические науки
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обу ...
Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение е ...
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...