Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Страница 3

Песталоцци разработал содержание профессионального образования в народных школах, практическую подготовку учащихся к хозяйственной деятельности в трех отраслях: домашнем и сельском хозяйстве, промышленном производстве с учетом местных условий. Он ввел в начальную школу обучение ремеслам, но после продолжительных опытов пришел к убеждению, что начальная народная школа должна сообщать только одно элементарное общее образование (обучение ремеслу отвлекало от успешного освоения предметов). В другой работе ученый доказывает, что средства практической подготовки к индустриальному труду должны базироваться на реальном, психологически обоснованном развитии высших духовных сил технических способностей. {LINKS}

Большое значение в подготовке учащихся к жизнедеятельности имеют работы Ф.А.В. Дистервега. Основными принципами обучения и воспитания Дистервег считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Именно обучение в процессе деятельности сообразно врожденным задаткам с учетом исторически достигнутого уровня культуры и социально-исторических условий жизни обеспечивало развитие личности. «Трактовка Ф.А.В. Дистервегом общечеловеческого воспитания ориентировала народную школу на развитие у ее воспитанников таких качеств личности, которые дали бы возможность каждому найти свое место для проявления активности в последующей жизни». Педагог критиковал классицизм в гимназиях и отстаивал идею реального образования.

Большой вклад в теорию подготовки учащихся к жизни внес Выготский Л.С. Его учение о зоне ближайшего развития «позволяет предсказывать, что будет в развитии завтра», определяет потенциальные возможности ребенка. Ученым впервые освещены психологические аспекты трудового воспитания. К сожалению, по идеологическим причинам идеи Л.С. Выготского в 20-е гг. не имели практической реализации.

В 1930-1931 гг., стремясь обеспечить тесную связь обучения с общественно полезным трудом детей, в программах была предпринята попытка соединить комплексность с методом проектов. По мнению Дьюи, жизненно необходима лично выработанная теория исследования этого мира. Само человеческое существование есть воплощение экспериментального метода: человеческий опыт складывается из экспериментов человека с жизнью, он требует владения методами научного исследования в самом широком смысле слова. Человек, преодолевая трудности, накапливает опыт решения проблем. В основу концепции проектов Д.Дьюи положена идея соединения двух направлений: идущей от Руссо школы «психологического индивидуализма» (воспитание как естественный рост активности ребенка, его интересов, способностей) и социального направления в педагогике конца XIX века (воспитание как приспособление к нуждам общества и целям цивилизации). Таким образом, новая школа должна принимать во внимание запросы общества и в то же время считаться с природой ребенка.

В отечественной педагогике также рассматривался этот вопрос, в том числе и на государственном уровне. После октябрьской революции 1917 года в стране появилась масса беспризорников. Постановления СНК РСФСР, принятые 29 января 1933 г. «О мерах борьбы с детской беспризорностью и ликвидации уличной безнадзорности» и 10 ноября 1934 года «О порядке устройства детей и лиц, находящихся под стражей или отбывающих исправительно-трудовые работы», возложили основную ответственность за своевременное жизнеустройство, трудовое воспитание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей, в основном, на местные органы власти. На практике в 30-х годах в СССР повсеместно создаются бесплатные профессионально-технические учебные заведения, где готовят квалифицированные рабочие кадры. Здесь свою личную путевку в большую трудовую жизнь получили тысячи подростков и тысячи беспризорников. (Зезина М.Р.).

В целом в 40-е годы более 3-х тысяч школ ФЗУ и РЖУ практически готовили из бывших безнадзорных подростков вполне квалифицированных рабочих для соответствующего производства и трудовых предприятий. В 800 школах ФЗО, существовавших в городах с 1940 года, по ускоренной программе было подготовлено более двух миллионов рабочих массовых профессий (штукатуров, каменщиков, плотников, забойщиков, крепильщиков для шахт и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...

Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...

Системный подход к определению понятий физического воспитания
Актуальность системного подхода к определению основных понятий физического воспитания обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru