Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности

Страница 2

Результатом процесса подготовки сирот к жизнедеятельности являются готовность к самостоятельной жизни, которая настраивает личность на совершение целенаправленных действий, создает базу для их выполнения, обеспечивает планирование возможных действий, успешную социализацию и самореализацию выпускника в социокультурном пространстве. В конечном итоге она определяет тот или иной образ жизни, т.е. совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу, взятых в единстве с их условиями (Бестужев-Лада И.В.). {LINKS}

Проблема подготовки сироты к жизнедеятельности осложняется принадлежностью человека к двум мирам – биологическому и социальному, а, следовательно, и взаимодействием двух путей развития личности: натурального (развитие организма) и социального (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации), разграничивать которые можно только в абстракции (Кон И.С.).

С позиции экологической (У.Бронфенбреннер), контекстуальной (Р.Лернер) или популяционной (Д.Физерман) теории развития личность является не только продуктом, но и субъектом, творцом своего собственного развития. При таком подходе подготовку к жизнедеятельности следует рассматривать с позиции развития личности учащегося-сироты, выработки им качеств личности, необходимых для самореализации в нестандартных условиях. Именно активное начало человека отличает систему подготовки к будущей жизнедеятельности от адаптивных систем образования.

Человек, являясь открытой системой, способен и к «восхождению» и совершенствованию, но и способен, по образному выражению Буевой Л.П., к «вторичному одичанию», «нисхождению». Причем, если первое требует столетий огромного душевного труда, то второе – просто «снятия культурных одежд», декультурации, которая может произойти за одно поколение. Обладая огромной мощью науки и техники, человек стал еще более опасен для самого себя, поскольку о себе и своих возможностях знает меньше, чем о природе и обществе.

Проблема подготовки ребенка к предстоящей жизнедеятельности уходит корнями в глубокое прошлое. С разделением труда функция передачи опыта прошлых поколений новым становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни. В странах Древнего Востока сформировались три типа школ: жреческие, дворцовые и школы писцов-чиновников. Набор предметов в каждой школе свидетельствует о сочетании общего образования со специальным. Египетская школа обогатила образование воспитанием хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения (Пряникова В.Г., Равкин З.И.).

Греческая школа представила образование с ранней «специализацией» учеников по их прирожденным способностям и «успехам» и новыми формами организации обучения. По концепции Платона, будущих рабочих и ремесленников обучали практическим делам, «чтобы наши башмаки были хорошо сшиты, а посевы ухожены». Немногочисленную вторую группу составляли будущие правители и военачальники. Их «учебный план» включал философию, математику, литературу, историю, отчасти естественные науки, телесную выучку. В школе - Ликее Аристотеля образование было построено на всестороннем философском анализе окружающей действительности, сложились новые формы организации обучения: физические тренировки, лекции, беседы, занятия в городском саду.

В эпоху Возрождения возник новый тип общего среднего образования – классический, имеющий отвлеченный от реальности характер обучения. В XVII-XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появилась концепция целостного развития личности. Была предпринята попытка ее реализации в подготовке учащихся к жизни в пансофической школе Я.А. Коменского, которую он представлял как «мастерскую, где к образованию допускаются все, где обучаются всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни, и притом в совершенной полноте». Идеи Я.А. Коменского о развитии природных дарований и «естественных наклонностей»; Д.Локка об образовании на основе индивидуального личного опыта, который постигал ребенок в разнообразной деятельности]; теории свободного воспитания Ж.Ж. Руссо о следовании за спонтанными проявлениями совершенной природы ребенка; И.Г. Песталоцци о развитии всех природных сил формирующегося человека путем вовлечения его в активную жизнедеятельность, в которой содержание и средства деятельности «приводятся в гармоническое согласие, как между собой, так и с природой человека»– явились теоретическим обоснованием принципа природосообразного развития личности современной педагогики и основополагающим принципом в подготовке к будущей жизнедеятельности учащихся. Ж.Ж. Руссо указывал, что принцип природосообразности становится ведущим в подготовке учащихся к жизнедеятельности: ребенок «перенесет, так сказать, на будущее излишек своего теперешнего бытия; сильный ребенок подготовит запасы для слабого возраста: …чтобы действительно обладать своим приобретением, он поместит его в своих руках, в голове, в самом себе… не я произвольно делаю этот выбор: его указывает сама природа».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Задачи урока: 1) образовательная: закрепление навыков анализа текстов. 2) развивающая: совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов; развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста; развитие умения аргументировано излагать собственную т ...

Особенности правового воспитания младших школьников
Необходимость образования в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание единства личной свободы и ответст ...

Этнический характер совершенного человека
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского « ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru