Понимание целостного образовательного процесса как педагогически целесообразной организации жизнедеятельности отражает суть работы сиротского учреждения при реализации модели индивидуального развития личности. Дело в том, что дети-сироты не только учатся и воспитываются в детском доме, но живут в нем. {LINKS}
Невозможность обеспечения полноценных условий в интернатном учреждении приводит к нарушению процесса социализации ребенка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьезно затрудняют адаптацию к реальной жизни. В сиротское учреждение приходят дети отверженные своими родителями, лишенные стабильной, уверенной привязанности к взрослому, не имеющие личного опыта безусловной любви. Коллективное содержание и избыток педагогического воздействия ведут к риску формирования индивидуальности воспитанника по негативному типу, что усиливает заложенное родной семьей отчуждение ребенка от взрослого. Это оборачивается тем, что подросток сам отторгает сам от себя как взрослых, так и их ценности. Последствием это является ассоциальные формы самоутверждения, равнодушие к своей судьбе, отсутствие чувства своей социальной значимости. За этим стоит отчуждение.
У детей, пришедших из неблагополучных семей, особенно у отказных, задержано развитие инструмента познания: сенсорной сферы, речи и мелкой моторики. Реальные трудности обучения переживаются ими, как собственные неудачи и приводят ребенка к убеждению своей неспособности и неполноценности, к субъективному неучастию в учебе. В дальнейшем убеждение в малоценности и не значимости собственной личности оборачивается неспособностью к систематическому труду, желанием жить нетрудовыми доходами. Появляется разрыв между реальной и желательной возможностью удовлетворения потребностей, не формируется чувство социальной успешности и уверенности в своих возможностях. Развивается неприятие себя (аутонегативизм).
Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятий сферы детей в условиях детского дома не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире. В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект.
При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник выходит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него формируется пассивная жизненная позиция, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни по выходе из учреждения, стремятся жить группами, часто ориентированны на иждивенчество, в результате у них развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности. Эта ситуация, в которой он не может выбирать и нести реальную персональную ответственность, приводит к тому, что выпускник не осознает объективную необходимость опоры в жизни только на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание своих индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса сироты. В наличии неразвитое индивидуальной сознание.
Великая педагогика:
Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию
художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года
жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...
Факторы социальной среды влияющих профессиональное самоопределение
Человек может пользоваться определенной известностью и уважением окружающих, но при этом не испытывать истинного удовлетворения от сознания, что его предназначение в чем-то совсем ином, а не в том деле, которое он исполнял до сих пор - пусть даже чрезвычайно престижном, но не своем. Человек всегда ...
Методы физического развития детей. Механизм влияния
танцевальных упражнений на развитие детей
Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обесп ...