Построение образовательного процесса в интернатном учреждении

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Построение образовательного процесса в интернатном учреждении

Страница 3

принцип амбивалентности: организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутри личностными условиями;

принцип индивидуализации, направленный на самонаблюдение, самоанализ и самооценку;

принцип взаимодействия внутренней (школа) и внешней (ближний социум) образовательной среды, направленное на социализацию и инкультурацию личности; {LINKS}

принцип валеологичности нововведений, обеспечивающий качественное образование при условии сохранения здоровья.

В работе категорией способных детей-сирот необходимо руководствоваться следующими принципами:

принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития способного учащегося);

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований;

принцип особого внимания к проблеме социализации в индивидуальной работе с учащимися;

принцип создания условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии педагога в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Организация воспитательной работы с детьми сиротами.

Забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой цивилизованного общества. Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития:

• в сфере общения со взрослыми. Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместимости с окружающими его взрослыми. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности, способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого.

• в сфере общения со сверстниками. Эмоциональная бедность контакта со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию неврологического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «Мы»).

• в эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера ребенка сироты характеризуется:

1) пониженным фоном настроения;

2) бедной гаммой эмоций;

3) однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;

4) склонность в быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение - в угрюмость и агрессию);

5) однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;

6) эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;

7) неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрения и замечания;

8) повышенной склонностью к страху, беспокойству, тревожности;

9) основной направленностью положительных эмоций на получение - все новых удовольствий;

10) чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;

11) непонимание эмоционального состояния другого человека.

• в самосознании. Развитие всех аспектов самосознания (познавательного - образ «Я», эмоционального - самооценка, поведенческого - рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельно пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного и гиперремининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Формы и методы группового воспитания трудных детей в начальной школе
Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую о ...

Задачи, формы и методы формирования сенсорного опыта у детей дошкольного возраста
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точно ...

Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание чувства ответственности
Задачи урока: 1) образовательная: закрепление навыков анализа текстов. 2) развивающая: совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов; развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста; развитие умения аргументировано излагать собственную т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru