Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе:
1) Целенаправленность.
– раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения; {LINKS}
– предупреждение интолерантности;
– организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
– формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
– развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
– развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
– вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
– уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
– конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
– ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
– строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
– выслушать и понять другого.
2) Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы
3) Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
4) Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
5) Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.
6) Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники, и происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику – прямая связь, от воспитанника к воспитателю – обратная связь (субъект–субъектные отношения).
Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда.
Критерии воспитанности толерантности как качества личности младшего школьника можно представить следующим образом.
1) Толерантное сознание: знание о наличии другого, необычного; знание о существовании других религий, этносов, наций, их своеобразии.
2) Толерантные чувства, качества и свойства личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чуткость, отзывчивость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию, миролюбие, чувство собственного достоинства, чувство солидарности и единства, вежливость, выдержанность, деликатность, доброта, заботливость, ласковость, любезность, умеренность, чувство товарищества.
3) Толерантное поведение как поведение на ненасильственной основе: позитивная лексика, равноправное общение, умение доверять, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать. Это концепция воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, которая включает в себя цель – развитие толерантной личности, и систему взаимосвязанных задач; подходы к воспитанию данного качества у ученика начальной школы (личностно–ориентированный, гуманистический, коммуникативно–диалогический, культурологический, деятельностный, средовой, системный); комплекс принципов; направления деятельности; систему педагогических средств; критерии и показатели сформированности толерантности, а также диагностику сформированности терпимости. Результатом успешной реализации данной концепции является высокий уровень толерантности личности младшего школьника.
Великая педагогика:
Планирование
Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование – это процесс принятия решений. Элементы планирования: · Результаты – определение целей и задач; · Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), прогр ...
Социальная работа как профессиональная деятельность
Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития
экспрессивной лексики детей средствами народной сказки
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по обогащению экспрессивной лексикой детей старшего дошкольного возраста в результате обучения на формирующем этапе эксперимента. Для обследования были ...