К постановке, конкретных образовательных целей, которые в идеале должны определяться для каждого школьника и при его обязательном активном участии, ведет достаточно длинный и извилистый путь. Сделать его более прямым, менее болезненным, а главное – ведущим к желаемым конечным результатам – забота субъектов внутришкольного управления. {LINKS}
Определение целей функционирования образовательной подсистемы школы требует определенных внешних, социальных предпосылок. Речь идет об изучении и учете, во-первых, социального заказа ближайшего окружения школы и, во-вторых, государственных образовательных стандартов, задающих общеобязательные минимальные требования к результатам школьного образования, и базисных учебных планов, предопределяющих планирование реальных образовательных процессов в школе.
Соотнесение этих внешних требований с представлениями о реальных и потенциальных возможностях школьного сообщества дает основания для принятия решения о миссии образовательного учреждения. Миссия определяет не конкретные цели образовательного процесса, а общее назначение школы и в этом качестве предполагает ответ на вопросы:
· на чьи и какие именно образовательные потребности школа ориентирует свою деятельность (выбор миссии – это и не слепое следование социальному заказу и не произвол самой школы: внешние и внутренние потребности и возможности должны быть сбалансированы);
· на какой контингент учащихся она рассчитана (ясно, что ответ на этот вопрос у массовой школы и, например, гимназии будет различным);
· какой уровень образовательных услуг берется гарантировать школа;
· какие функции образования будут приоритетными для данной школы;
· что школа может предложить детям, кроме собственно образовательных услуг;
· что школа готова сделать для своих сотрудников;
· что школа собирается сделать для муниципальной образовательной системы более широкой социальной среды (важно отметить, что выбор миссии школы в обязательном порядке должен быть согласован с субъектами муниципальной системы образования, которые выражают интересы всего населения данной территории)?
Представления педагогического коллектива о требуемом уровне качества результатов образования выпускников данной школы, которые сути дела, являются как бы внутришкольным образовательным стандартом, рекомендуется фиксировать в виде модели (образа) выпускника. Эта модель уже ближе к целям образовательного процесса, чем миссия школы, но также не является конкретной целью, ибо последняя должна ставиться с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей школьника.
Модели выпускника могут разрабатываться на двух уровнях: программы-минимум, в которой отражаются общеобязательные требования к уровню образованности учащихся данной школы, и программы-максимум, которая не имеет нормативного характера, но нацеливает учителей и учащихся на достижение максимально возможных результатов с учетом знаний о максимальных образовательных возможностях учащихся определенного возраста.
Наличие модели выпускника школы позволяет моделировать требования к результатам обучения и воспитания по ступеням и годам обучения, что, наряду с хорошо обоснованными общими устремлениями школы и принятыми в школе общими требованиями к программам учебных курсов, создает предпосылки для постановки конкретных образовательных целей.
При постановке (и оценке) образовательных целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главными основаниями постановки целей должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем, с одной стороны, и анализ личных возможностей, средств, ресурсов – с другой.
2. Цели должны быть актуальными, то есть отвечающими наиболее значимым проблемам.
3. Цели должны быть напряженными, но реальными, то есть находиться в зоне ближайшего развития школьников.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая определение уровня желаемого результата и сроков его достижения), чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер.
6. Цели должны соответствовать базовым ценностям школы, ее миссии.
7. Цели совместной деятельности должны быть известны всем ее участникам, поняты и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке и согласованию целей.
8. Конкретные частные цели должны подчиняться более крупным и долгосрочным ориентирам и устремлениям.
Эти требования носят общий характер и не затрагивают конкретного содержания целей образовательного процесса. Между тем, определение этого содержания является важнейшей задачей для обеспечения реалистичности образовательных целей.
Мы рассмотрели основные проблемы планирования образования в школе, понятие и значение целей, их многообразие.
Великая педагогика:
Понятие метапознания
В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности. В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных ...
Инновационные учебные заведения
Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных со ...
Формирующие потоки
У
словием формирования самоорганизующихся структур является наличие формирующих потоков. В образовании мы отмечаем следующие типы потоков: информационные (степень коммуникативности), ресурсные (время, финансы, кадры и материальное обеспечение). В свою очередь управление процессом самоорганизации мо ...