Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие за последние десятилетие в жизни нашего общества, да и в мире в целом породили ряд проблем справиться с которыми человек, без посторонней помощи зачастую не в состоянии. Сегодня уже очевидно, что ни одно государство не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Именно они призваны помогать нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, и в первую очередь тем, кто наименее защищен в социальном плане: инвалидам, пожилым людям, детям, оставшимся без родительской опеки и попечения, алкоголикам, наркоманам, лицам с девиантным поведением и др. {LINKS}
«Социальная работа» - базовое понятие, которое объединяет круг проблем, тем, представлений и феноменов реального мира. Оно характеризуется многоаспектностью и многоплановостью. Так, социальную работу, как специфическое общественное явление, можно охарактеризовать как:
Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации посредством защиты, поддержки, коррекции, реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы;
Научную теорию, изучающую способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях. Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. В последнее десятилетие в Республике Беларусь активно идет процесс теоретического осмысления социальной работы: исследуются вопросы профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; изучается история социальной работы; разрабатываются вопросы менеджмента и технологий социальной работы, а также ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности современного общества и др. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила собственное развитие после признания социальной работы как профессии.
Учебную дисциплину, т.е. систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения. Социальная работа как учебная дисциплина, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы, а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.
Как профессиональную деятельность, т.е. профессиональное оказание содействия человеку в целях обеспечения культурного, материального и социального уровня его жизни, предоставление профессиональной индивидуальной помощи и поддержки в преодолении сложных жизненных ситуаций.
Как непрофессиональную (добровольческую) деятельность по оказанию помощи и поддержке индивида, групп, общностей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Такое толкование социальной работы В.И. Курбатов рассматривает как предельно широкое.
В более узком смысле, социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слове населения.
Н.С. Стойко рассматривает социальную работу как область активной деятельности человека, направленной на создание системы мер социальной защиты населения от различного рода социальных отклонений.
Великая педагогика:
Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в
общеобразовательной школе
Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении. Рассмотрим данные принципы: Принцип научности. Является важнейшим, счит ...
Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе во ...
Сюжетное рисование как средство развития детского творчества
в старшем дошкольном возрасте
Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности ...