В работе с детьми ОНР столкнулись с такими трудностями: как нерешительность – дети избегают ситуаций устного опроса, отказываются от ведущих ролей в играх, не отвечают не вопросы, хотя знают верный ответ, в ситуации новизны проявляют тормозные реакции. Тревожность – дети неожиданно вздрагивают, ходят осторожно, стремятся быть поближе к взрослому. Скованность – дети не знают, чем заняться, говорят слишком тихо, темп действий замедлен, запаздывает при действиях по сигналу. Избегание умственных усилий – быстро устают от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу). Дефицит внимания – приходится словесно повторять задания по несколько раз, требовалось иногда сочетание слова с показом способа действия, переспрашивали условия выполнения задания. {LINKS}
Все это мешало успешной логопедической работе, поэтому работа велась в следующих направлениях:
привлечение психолога, психотерапия;
логопедическое воздействие специалиста;
коррекционная работа воспитателей - игротерапия (хороводные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на стимуляцию гуманных чувств к самому себе, положительное подкрепление себя, игры на стимуляцию положительных эмоций у нерешительных детей, игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, игры на развитие дыхания и голоса, игры по совершенствованию фразовой речи, способствующие нормализации темпа и плавности и т.п.)
максимальная помощь родителей;
индивидуальная работа - индивидуальная игротерапия.
Особенности детей данной группы привели к необходимости логопедизации всего педагогического процесса, всей жизни и деятельности детей, а также к некоторому смещению акцентов в коррекционно-воспитательной работе.
Все это послужило основанием для создания развивающе-коррекционной программы, которая получила название «Театральные логоминутки».
Цель программы – расширить развивающую речевую среду. Эта программа является дополнительной методико-коррекционной помощью для воспитателей, направленной на скорейшее устранение дефектов звукопроизношения, на закрепление в речи произнесения исправленных логопедом звуков, качественное и количественное обогащение словарного запаса; восстановление общего уровня психического развития.
Разрабатывая систему занятий для детей группы ОНР, ставилась цель решить следующие задачи:
оказать помощь в осознании своего реального «Я», повышение самооценки:
уменьшить внутренние конфликты, страхи, беспокойства, чувства вины;
повысить уровень самоконтроля над эмоциональным состоянием в ходе общения;
обучить приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения;
оказать помощь в раскрытии интеллектуального, творческого, нравственного потенциала;
развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
выработать координированные движения органов артикуляционного аппарата (положение губ, языка, зубов, щек);
развивать речевое дыхание, голос и дикцию;
развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
расширять лексический запас;
развить слуховое внимание и зрительную память;
совершенствовать общую и мелкую моторику рук;
Великая педагогика:
Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития
учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...
Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...
Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...