Таким образом, работа над разделом «Развитие речи через театральную деятельность» позволила сделать следующие выводы: театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом, хочется отметить, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально–игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинения, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание др.). Плюс ко всему выше сказанному, дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки – умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие. Происходит стимулирование развития основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, что содействует расцвету творческого воображения, приобщению к театральной культуре, а самое главное способствуют формированию личности ребенка. {LINKS}
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В детских садах стали создаваться логопедические группы. Логогруппы были созданы для детей, которые имеют разные степени задержки развития речи, что тяжело сказывается на их общем развитии, не позволяет им полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно избежать.
Работу по логопедии была начата с изучения литературы таких авторов, как: Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина, Каше, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, В.В. Коноваленко. Особую помощь оказала методика коррекционной работы В.В. Коноваленко.
Вся коррекционная работа спланирована по лексическим темам. Это очень удобно, т.к. на занятиях, проводимых в соответствии с лексическими темами, осуществляется ознакомление детей с окружающим миром, уточнение и активизация словарного запаса, а также совершенствования связной речи.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых таких, как И.П. Павлов, Н.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. С этой целью активно использовался опыт работы Т. Бардешевой «Рассказываем стихи руками», опубликованный в журнале «Обруч» [4, с.28], результатом которой стало: разучивание стихов, сопровождаемое движениями, становилось более ярким, способствовало развитию воображения, активизации мыслительной деятельности ребенка.
В дальнейшем детям, усвоившим методику заучивания стихов, с сопровождением движений, предлагалось уже самостоятельно к новому небольшому стихотворению придумать движения и разучить их, тем самым, развивая в детях самостоятельность, утверждения собственного «я» и творчества.
Великая педагогика:
Анализ результатов проведения
коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
Проанализируем результаты первого этапа эксперимента. В ходе исследования обнаружено нарушение тембра голоса у дошкольников с ОНР, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием, оно обусловлено дисгармоничностью артикуляционного аппарата (Рисунок 2.1). Трое детей не смогли диффере ...
Урок – ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотив ...
Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...