Технология социально-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении

Педагогическая информация » Самоопределение старшеклассников » Технология социально-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении

Страница 1

Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно, предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе. {LINKS}

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе их лежит несколько групп противоречий:

противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей;

противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы:

между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей

между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности

между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой

противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути:

между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой

между уровнем притязаний и реальными возможностями

между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Наиболее распространенными трудностями и ошибками старшеклассников при выборе профессии оказываются:

использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней;

неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное;

переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии;

неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка;

неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами;

неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности;

преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;

неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:

деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;

активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;

развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...

Сущность психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизни
Сопровождение – это совместное передвижение, прохождение с кем-либо части его пути в качестве спутника или провожатого, помощь одного человека другому в преодолении трудностей и помощь, запускающая механизм собственных ресурсов человека. А сопровождающий – это человек, который лишь временно находит ...

Понятие, причины, формы и степени умственной отсталости
В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» – «мало», «phren» – «ум»). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедагогикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения вкл ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru