Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно, предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе. {LINKS}
В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе их лежит несколько групп противоречий:
противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей;
противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы:
между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей
между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности
между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой
противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути:
между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой
между уровнем притязаний и реальными возможностями
между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.
Наиболее распространенными трудностями и ошибками старшеклассников при выборе профессии оказываются:
использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней;
неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное;
переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии;
неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка;
неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами;
неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности;
преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;
неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:
деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;
развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;
Великая педагогика:
Формирование коммуникативных
компетенций учащихся: подходы, задачи, принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "С ...
Теоретическая модель Молодежного кампуса временного пребывания для выпускников
сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...