психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности;
возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека; {LINKS}
личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;
опережающий подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее.
Прежде чем оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования.
На рисунке 1 представлена модель социально педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Рисунок 1 – Модель социально- педагогической помощи
Система средств социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников представлена на рисунке 2.
Одним из таких условий должен стать образовательный процесс, ориентированный на развитие у старшеклассников готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
Вариативная организация самоопределения может проявляться:
на уровне содержания образования - введение углубляющего или расширяющего компонентов в профильных классах;
на уровне учебного плана - интеграция учебных планов среднего общего и начального (среднего) профессионального образования при сохранении инвариантной части учебного плана школы, учебных планов дополнительного образования; на уровне личностно-развивающих технологий и методов обучения;
на уровне различных вариантов нетрадиционных форм учебных занятий.
Рисунок 2 – Система средств социально-педагогической помощи
По желанию учащихся и запросам родителей могут быть представлены дополнительные образовательные услуги:
преподавание спецкурсов и новых дисциплин;
занятия с учащимися углубленным изучением общеобразовательных предметов;
курсовая подготовка по различным областям знаний;
профессиональная подготовка в рамках профиля класса и вне него;
разработка индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация.
Дополнительное образование основывается на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса, обладает большими возможностями педагогической поддержки обучающихся:
Великая педагогика:
Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность»,
«развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических
исследований
Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности. Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и п ...
Сюжетное рисование как средство развития детского творчества
в старшем дошкольном возрасте
Как подчеркивает Флерина Е.А., сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы: воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности ...
Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в
общеобразовательной школе
Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении. Рассмотрим данные принципы: Принцип научности. Является важнейшим, счит ...