Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников

Педагогическая информация » Формы и методы воспитания трудных детей в начальной школе » Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников

Страница 3

Укажем биполярные факторы для лиц мужского пола: 1) Индивидуальная жизненная позиция — конформная жизненная позиция; 2) альтруизм — самодостаточность; 3) мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций; 4) «умеренность и аккуратность» — результативность; 5) сдержанность — протест; 6) полнота жизни (униполярный). {LINKS}

В практической психологии для выяснения личностной направленности используется также ориентационная анкета Б. Басса (1965)9. С ее помощью выделяются направленность на себя (Я), направленность на общение (О), направленность на дело (Д). В цитированной книге даются инструкция, стимульный материал и ключ.

Для исследования индивидуальности «трудного» школьника методы изучения его «с внешней стороны» необходимо дополнить методами, раскрывающими его самооценку и самоотношение к своей личности. Ведь «трудный» школьник часто не осознает всех своих достоинств и недостатков, неправильно их оценивает. А без этого невозможна психокоррекция недостатков. В целом решение данной задачи связано с проблемой исследования самосознания конкретного школьника. Под самосознанием понимается процесс, с помощью которого человек познает себя и устанавливает определенное отношение к себе. Продуктом деятельности самосознания является сформированное представление о себе.

Близко к понятию «самосознание» стоит понятие «Я-концепция», не так давно вошедшее в научный словарь. Под последним понимается сложная структура всех представлений индивида о себе. Большинство исследователей выделяют в этой структуре 3 звена: 1) образ Я — представление человека о себе (познавательная составляющая); 2) самоотношение — эмоциональная оценка этого представления (аффективно-оценочная составляющая); 3) потенциальную поведенческую реакцию, т. е. возможные действия, вызванные образом Я и самоотношением (поведенческая составляющая).

Наиболее важна для становления индивидуальности личности 2-я составляющая: аффективно-оценочная. Из 20 наиболее популярных в мировой науке методик, диагностирующих эмоционально-оценочную составляющую, выделяют 4: 1) Контрольный список прилагательных Г. Коха; 2) Q-классификация В. Стефенсона; 3) семантический дифференциал Ч. Осгуда; 4) тест ролевых конструктов Г. Келли10. Среди российских ученых известность получил опросник самоотношения (ОСО), предложенный В. В. Столиным и С. Р. Пантелеевым11. В основу положен принцип самоотчета. Имеется шкала С (интегральная: измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я», а также шкалы I-IV (по порядку): самоуважение, аутосимпатии, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес. Шкалы 1—7 определяют выраженность установки на внутренние действия в адрес «Я»: самоуверенность, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание. Перечислено в соответствии с нумерацией шкал. Помимо указанных шкал, имеется 57 утверждений типа: «Иногда я сам себя плохо понимаю», «В целом, меня устраивает то, какой я есть» и т. д. Известен опросник исследования самоотношения (МИС) Р. С. Пантелеева. Методика подробно описывается также в книге Пергаменщика Л. А. и других, только что указанной выше (страницы 7—16). Для изучения характера применяют также методы, использующие самонаблюдение и самоанализ. Примером может служить так называемая шкала самооценки уровня тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность). Этот тест создан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован в СССР Ю. Л. Ханиным.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины — «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. Для успешного перевоспитания «трудных» школьников совершенно необходимо прежде всего узнать закономерности душевного развития растущего человека. Дать подробное изложение этой проблемы мы не можем. Поэтому отсылаем читателей для получения углубленных знаний к учебникам и учебным пособиям по возрастной психологии. Мы же ограничимся сжатым описанием основных закономерностей психического развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...

Сущность контроля и оценки успешности учебной деятельности в начальной школе
Проблема успешности учебной деятельности очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: 1) как учитель учит и 2) как школьник учится, как при этом осуществляется его развитие. Специалисты педагоги ...

Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru