Проблема «трудных» учащихся — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства — все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Конечно, правонарушения заметно увеличились и среди взрослого населения. Но все же 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Педагогам важно знать, что число нигде не учащихся подростков возросло среди правонарушителей на 40% с лишним. Уже эти данные свидетельствуют, что молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Но корригирование поведения современного «трудного» учащегося возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии теперешней молодежи. А между тем, многие учителя не понимают, например, что такое неформальные молодежные объединения и как к ним относиться. Имеются такие воспитатели, которые любого неформала относят к «трудным» подросткам и юношам. Подобный недифференцированный подход к этим группам молодежи является, конечно, неправильным. Поэтому одну из задач данного пособия мы видим в кратком анализе тех научных работ, в которых сообщается о психологии современного «трудного» школьника и способах педагогического общения с ним.
{LINKS}Другая задача — вкратце обсудить с учителем происходящие коренные изменения в сознании россиян, понять новые требования общества к выходящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Поэтому на основе анализа новейшей литературы автор пересматривает и уточняет содержание ряда распространенных понятий, например, «коллективизм» и «эгоизм», «активность» и «пассивность» и т. д. Конечно, автор осознает недостаточность своих усилий в решении указанной важнейшей задачи, но считает необходимым начать этот разговор с воспитателями1. Ведь успешно решить эту задачу можно только коллективно, всем обществом.
Третья задача — помочь учителю лучше овладеть психолого-педагогическими методами изучения и воздействия на личность «трудного» учащегося. Причем автор стремится показать актуальность тех методов, которые основаны на учете принципа индивидуального подхода в воспитании и обучении учащихся. Ведь господствовавший до августа 1991 г. не только в обществе взрослых, но и в советской школе командно-приказной метод воздействия мало нуждался в учете индивидуальных особенностей личности учащегося.
В советской школе господствовали авторитарные методы. Поэтому на разных трудных школьников — ленивых, недисциплинированных, грубых и т. д. — оказывались одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете и пр. Учеников держали в страхе. Понятно, что подобные методы не способствовали воспитанию свободной и творческой личности. Они не решали проблемы устранения возникающих конфликтов, а загоняли их внутрь. Эффективные психолого-педагогические методы требуют, наоборот, индивидуального подхода к «трудным» школьникам: к ленивым применяются одни методы, к недисциплинированным — другие, к грубым — третьи и т. д. Более того, к представителям одной и той же категории «трудных» детей, например, недисциплинированных, могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из различия их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших у воспитанника те или иные трудности. Но в то же время нельзя упускать из вида, что школьник — это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных его недостатков есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития ребенка, непосредственно связанные со всем комплексом методов общего развития личности. Устраняя отрицательные черты характера школьника, полезно также помнить пословицу: наши недостатки — продолжение наших достоинств. Т. е., воздействуя на одну особенность личности ребенка, желательно представить, как это скажется на других особенностях.
В советской школе принцип индивидуального подхода к детям разрабатывался нашими педагогами и психологами недостаточно. В этой связи и в учительской практике этот принцип использовался мало и часто неэффективно. Причем целью его применения было не свободное развитие личности школьника, а его наиболее полное подчинение и приспособление к господствовавшим идеологическим догмам. Иное положение складывается в школе сейчас, когда свободное развитие личности человека, соблюдение его прав ставится во главу угла.
Новые цели воспитания ставят новые задачи — гуманистического подхода к личности школьника. А это требует знания большого количества психолого-педагогических методов изучения личности ребенка и помощи ему в развитии необходимых для самостоятельной жизни психологических качеств. Автор стремится, насколько ему позволяет ограниченный объем учебного пособия, дать общее представление об этих методах и сделать соответствующие ссылки на научную литературу. Причем, в связи с быстрым развитием в нашей стране практической психологии и установлением широких международных научных контактов, количество публикаций таких методик значительно возрастает.
Великая педагогика:
Классификация орфографических трудностей русского языка
Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуац ...
Эффективность педагогической оценки
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных к ...
Анализ педагогического опыта по
применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка
Л.А. Глацкова, преподаватель английского языка школы № 44 г. Иркутска, долгое время работала по проектной методике и разработала международный телекоммуникационный образовательный археологический проект “Global Village – Fort Ross” в рамках внеклассной работы по воспитанию чувства гражданственности ...