Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую очередь нервной системы. Этот материал подробно излагается в курсе возрастной физиологии. Во-вторых, особенности психического развития взрослеющего человека. Об этом только что сообщалось выше. В-третьих, процесс целенаправленного руководства развитием личности, т. е. воспитание. Отечественными психологами доказано, что полноценная личность не может быть сформирована без решающего влияния взрослого человека, передающего ребенку и подростку общественный опыт. Все эти три стороны развития личности, три процесса тесно и нерасторжимо связаны и взаимодействуют между собой. {LINKS}
Основными факторами формирования личности ребенка и подростка являются: общественное бытие и общественное сознание, сложившееся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения: соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.
Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка и подростка. Ниже мы коснемся того, как важно учитывать воздействия всех перечисленных выше факторов при корригировании особенностей личности и поведения «трудных» школьников.
Каковы основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении детей и подростков? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к работам по психологии воспитания, которых с каждым годом становится все больше. Часть из этих требований указана в книге Л. М. Фридмана и К. Н. Волкова1: 1) основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации; 2) важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные; 3) воспитание личности учащегося возможно лишь в его собственной деятельности; 4) воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к его уму, но и к чувствам; 5) в процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности; 6) обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.
Существуют различные психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащегося: беседа на воспитательные темы, личный пример воспитателя, поощрение и наказание, методы воспитания в труде и т. д. Мы не можем здесь дать психологический анализ условий применения всех этих методов и приемов, хотя в той или иной степени обратимся к большинству из них в дальнейшем изложении. Однако в силу необходимости мы должны сделать исключения для принципа индивидуального подхода.
Великая педагогика:
Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в
общеобразовательной школе
Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении. Рассмотрим данные принципы: Принцип научности. Является важнейшим, счит ...
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...
Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...