Прежде всего, чтобы быть компетентным в данной теме, необходимо рассмотреть ряд понятий. Одним из основных является понятие грамматики. Согласно статье Ж.Л. Витлина "Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков", ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Автор данной статьи считает, что в понятие "грамматика" включаются разные разделы науки о языке, например, такие как словообразование и фонетика, а также орфография, элементы лексикологии, фразеологии и стилистики. {LINKS}
Е.И. Пассов в своей книге "Основы методики обучения иностранным языкам" , выделяет другое определение грамматики. Методист считает, что грамматика - это строй языка и наука об этом строе.
В свою очередь, Р.К. Миньяр-Белоручев считает, что грамматика является структурой языка и превращает его в речь.
Penny Ur в книге "A Course in Language Teaching" определяет грамматику как способ постановки слов с целью получения правильного предложения. Это, как мы можем видеть, упрощенное определение, но оно является хорошим отправным пунктом и доступным для объяснения учащимся.
В последующий период, особенно, начиная с XIX века, понятие "грамматика" наполняется новым содержанием и в языкознании и в обучении языкам. По определению лингвиста Лизенина С.М. [8] грамматика стала обозначать:
грамматический строй языка;
раздел языкознания, изучающий такой строй;
совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания, предложения (иногда тексты);
учебник, содержащий описание правил.
Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются морфология и синтаксис.
Морфология - раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
Синтаксис - раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.
Penny Ur выделяет следующие основными единицы речи:
"морфема - наименьшая языковая единица, обладающая значением: например, в слове ‘passed’ две морфемы - ‘pass’ и ‘ed’;
слово - минимальная структурная единица языка, которая служит для наименования предметов, их качеств и характеристик их взаимодействий; на письме слово обозначается набором букв, отделенных с обеих сторон пространством; например, ‘horse’и ‘man’;
фраза - неделимый отрезок речи с законченной интонацией, выполняющий функцию отдельного слова; например, ‘a long table’;
мини-предложение - набор слов, имеющий смысловую законченность, но может и не оканчиваться точкой; например, ‘She was tired. ’, также одно предложение может иметь два или более мини-предложений - ‘She left because it was late. ’;
предложение - это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью, оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками, начинается с заглавной буквы и включает в себя глагол; например, ‘She left because it was late and she was tired. ’;
дискурс, текст - самая большая единица языка".
Также автор отмечает, что мы можем анализировать предложение согласно взаимоотношениям между его компонентами - членами предложения.
Наиболее общепринятые - подлежащее, глагол и дополнение, которые могут быть образованы в базовый рисунок предложения. Например, ‘I saw the man. ’, где ‘I’ - подлежащее, ‘saw’ - глагол, а ‘the man’ - дополнение. Дополнение может быть прямым или косвенным: ‘I sent him a letter. ’, где ‘him’ - косвенное дополнение, а ‘a letter’ - прямое. Определение выглядит как дополнение, но обозначает то же значение, что и подлежащее. Определение обычно идет после таких глаголов как ‘be’, ‘become’, ‘seem’. Например, в предложении ‘She is a good doctor’, фраза ‘a good doctor’ - определение. Также существует обстоятельство - слова или фразы, дающие последующую информацию, например, ‘yesterday’, ‘at home’, ‘on his own’.
Penny Ur отмечает, что "разные части предложения могут быть определены разными словами или фразами, которые называются части речи":
Великая педагогика:
Инновационные учебные заведения
Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных со ...
Изучение арифметических действий и их свойств в различных системах обучения
В программе Моро М.И. уделяется значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, осознание тех ...
Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его н ...