Имеются две тенденции, направления в понимании сути развития: диалектическое и метафизическое, антидиалектическое. Для последнего характерно понимание развития как увеличения или уменьшения, как повторения.
Остановимся на том, как метафизика повлияла на трактовку понимания психического развития ребенка. Так, многие родители и некоторые воспитатели и сегодня понимают ребенка как маленького взрослого. Психика его якобы принципиально не отлична от психики взрослого. Просто у него всего мало по сравнению со взрослыми: меньше объем внимания, меньше запоминания, меньше понимания и т. д. С возрастом все это увеличивается. Подобная точка зрения неверна, т. к. нельзя все развитие свести лишь к количественно измеряемым изменениям ряда психических функций человека. Психика ребенка обладает значительным своеобразием на каждом этапе онтогенеза. {LINKS}
Понимание развития как повторения нашло в психологии выражение в теории рекапитуляции: прижизненное развитие психики ребенка повторяет этапы развития мира животных и человека. Ребенок, дескать, последовательно проходит через уровень млекопитающего, затем возрасты: шимпанзеобразный, дикаря, патриархально-родового строя, античного человека, феодала, современной цивилизации. Эта концепция оценивается большинством современных исследователей как ошибочная. Ведь ребенок не проходит через какие-либо неизменные, застывшие стадии. Он значительно изменяется под влиянием общественно-исторических условий. Так, психологи обнаружили, что современный младший школьник обладает зачатками теоретического мышления, которое можно и нужно успешно развивать в период обучения в начальной школе. Точно так же каждый исторический период вносит свои изменения в сознание и поведение школьника. Например, подростки 50-х годов отличаются от своих теперешних сверстников рядом важных психологических качеств, как положительных, так и отрицательных. «Трудный» ребенок тех лет имел ряд своих особенностей в отличие от «трудного» учащегося настоящего времени. Подробно речь об этом пойдет ниже.
Отечественные психологи исходят из диалектического понимания развития. Применительно к проблеме психического развития ребенка это означает, во-первых, что каждый возрастной этап не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Это прекрасно показано в сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее герой с первого взгляда понял детский рисунок автора, чего не смогли правильно сделать более старшие люди (удав, проглотивший слона, а не шляпа). Происходит это потому, что, находясь на качественно иной стадии возрастного развития, взрослые многое забывают из своего детства или истолковывают прошлые факты с позиции своего возраста. А между тем педагогически не подготовленные родители очень часто оценивают поведение своих детей, пользуясь критерием: «а как бы я поступил на их месте в период моего детства?» Это часто недостаточный подход не только в силу изложенных выше причин, но и потому что существуют разные варианты возрастного развития. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.
Своеобразно решается отечественными учеными, во-вторых проблема движущих сил психического развития. Понимая развитие как саморазвитие, отечественные психологи видят проявление этих движущих сил в разрешении внутренних противоречий личности. Что это за противоречия? Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. Указывают также на противоречия между тем, какой ребенок в настоящее время и каким его хотят видеть взрослые; между тем, кто он есть и каким хочет стать; между приобретенными знаниями и возрастными возможностями и т. д. Воспитателю необходимо выявлять эти противоречия в сознании ребенка и помогать успешному их разрешению. Без этого не может быть развития, отбора и воспитания потребностей ребенка. Но решить эту задачу не просто. А. С. Макаренко признавался, что легче перевоспитать трудного колониста, у которого все недостатки ярко выявлены в поведении, чем внешне благополучного тихоню.
Психическое развитие ребенка, в-третьих, идет противоречиво. Это хорошо показал Д. Б. Эльконин на примере усвоения ребенком общественного опыта: его потребностно-мотивационная сфера и операционно-техническая возможности не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в борьбу. В результате то одна, то другая стороны выступают на первый план на том или ином этапе развития. Можно привести и более простой пример. Дети младшего школьного возраста, как правило, чтут авторитет своего учителя, стремятся к общению с ним. Дело доходит до того, что некоторых первоклассников взрослые считают ябедами: они обо всем происходящем в классе сообщают преподавателям. Нужен большой такт учителя, чтобы не допустить в этом случае конфликта между жалобщиком и тем, на кого жалуются. Конечно, эти младшие школьники не ябеды. Просто они безоговорочно следуют внушаемому им правилу, что учитель должен знать все. У подростков возникают трудности в общении со взрослыми. Многие из школьников отдаляются от своих педагогов и родителей. Общество сверстников приобретает для них решающее значение. Возникает «круговая порука» — выдать товарища считается величайшим позором. В юношеском возрасте возрастает доверительное отношение к воспитателям, но не ко всем и не во всем. Старший школьник различает, кому, о чем и насколько можно поверить свои сокровенные мысли и стремления. На данном примере видно, что усвоение норм общения и поведения школьниками — сложный и противоречивый процесс. На начальном этапе младшие школьники безоговорочно воспринимают все, что им сообщают взрослые. Затем наступает переоценка ценностей и даже отказ от некоторых из них. Это особенно заметно у подростков. У старших школьников заметно меньше конфликтности в общении со взрослыми, чем у подростков. Они стремятся к диалогу с воспитателями по важным жизненным проблемам. Но, в отличие от младших школьников, корректируют сообщаемые им правила на основе своего личного опыта и размышлений.
Великая педагогика:
Задачи, формы и методы формирования сенсорного опыта у детей дошкольного
возраста
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точно ...
Образовательные модели на современном этапе
Современные исследования по проблеме активных форм обучения демонстрируют четко выраженную оппозицию традиционной парадигме профессионального образования вузе. Она представлена континуумом мнений, в котором радикально негативную позицию занимает американский психолог Карл Роджерс, считая ее несосто ...
Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...