Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Страница 4

Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных согласных, но Г.М.Межонова думает, что лучше их писать карандашом или же подчеркивать, так как навык письма в 1 классе еще слабый. Моросил, на спине, зимнее, вековые деревья, задремали, издалека, в парте, осенний денек, играет, повар. {LINKS}

Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную гласную. Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв: Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па и др.

Эти упражнения даются на доске, ученики доказывают необходимость нужной гласной.

Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух. Выполнение этого этапа способствуют объяснительные и выборочные этапы. В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области, не предполагает и проверки безударной гласной путем подбора однокоренных слов.

Во 2,3,4 классах проводится отработка проверки слов. Цель же работы в 1 классе: привлечь внимание детей к неоднозначному написанию и произношению.

Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом: знакомим детей с правилом и тут же показываем место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками. Эта памятка должна быть у всех учащихся в классе.

Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это тот же привычный для детей словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы-опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество упражнений.

Очень активизируют работу перфокарты. Так, например, начиная со 2 класса, Г.М.Межонова выписывает все слова с безударной гласной, разделяет их на три группы: существительные, прилагательные, глаголы. В четвертую группу включает слова с двумя безударными гласными. Слова выписывает на перфокарты и пронумеровывает. Так очень легко фиксировать ошибки каждого ребенка. Аналогично ведется работа и с непроизносимыми согласными, только в каждой карточке добавлены слова- исключения: чудесный, прекрасный, опасный, ужасный, интересный, вкусный.

Работу в парах Г.М.Межонова проводит следующим образом. На маленьких карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы - лото. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово. Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 (по способности).

Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записан на доске.

Современная методика относится к применению какографии неоднозначно: ряд методистов считают, что работу над какографическими написаниями следует проводить с омонимами (омофонами), так как они привлекают учащихся прежде всего по смыслу слов-омофонов и обостряет орфографическую зоркость. То есть написания связанные с лексическим значением слова. Можно сделать вывод что использование какографических упражнений, не связанных с дифференцирующими написаниями приносят больше вреда, нежели пользы. Ведь на первых этапах формирования орфографического навыка, пока в сознании ученика еще не закрепился правильный зрительный образ слова, не следует искажать его восприятие. Но это не касается слов с дифференцирующими написаниями, которые с большим интересом осознают и младшие школьники. Не нужно забывать об огромной роли графических навыков. Образ неверно, искаженно написанного слова надолго задерживается в памяти ученика.

Речь не идет в этом случае об «ошибкобоязни», но о решающем значении зрительных впечатлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образ ...

Жанры сюжетной живописи
Существует достаточно четкое разделение живописи по сюжетам и объектам изображений, причем внутри каждой группы выделяются еще несколько более конкретных жанров. Каждый из жанров может быть выполнен в той технике живописи, которая кажется художнику наиболее подходящей. Историческая живопись – это и ...

Появление первой учебной литературы
В середине XVI века в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI века. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru