В психологии принята следующая классификация интереса:
1. по содержанию;
2. по цели;
3. по широте;
4. по устойчивости.
Содержание интересов говорит о направленности человека, о тех целях, которые он ставит в жизни. Человек должен всем интересоваться, но главный, центральный интерес у него должен быть направлен на что-то одно, чем он серьёзно занимается. {LINKS}
Не малую роль в жизни человека играет широта интереса. Она говорит о богатстве духовной жизни личности, о разносторонности ее интеллектуальных запросов. Широкий круг интересов особенно необходим людям некоторых профессий, например, педагогам.
Некоторые люди интересуются очень многим, но их интересы быстро сменяют друг друга, не отличаются устойчивостью, они поверхностны и неглубоки, имеют характер сиюминутных увлечений. Таким образом, сопоставляя работы психологов, можно сделать общий вывод. Интерес оказывает сильное влияние на психологические процессы и функции: воспитания, внимания, память, мышление, волю, активизацию способностей. Интересы являются важнейшими условиями духовного и физического развития человека, пробуждают его расширить кругозор, приобретать знания. Они обличают деятельность человека, помогают добиться высоких результатов. Если человек интересуется чем– либо, он готов преодолеть большие трудности, чтобы заниматься любимым делом. Это особенно нужно помнить, организуя учебную работу школьников.
Вместе с тем на современном этапе у молодого поколения появляются такие новые интересы, о которых психологи в своих исследованиях и не подозревали. С одной стороны, поэтому психология так тесно связана с педагогикой, которая своими методами и принципами помогает направлять личности свои интересы в сторону общечеловеческих ценностей, другой вопрос, что это не всегда получается. Ведь педагогика занимается воспитанием людей, передачей опыта как в материальном, так и в духовном смысле, т.е. активным усвоением младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни.
Что же говорит педагогика об интересе, как свойстве личности?
Интерес (от лат.interesum – имею важное значение) – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явления действительности, связанное обычно с положительным отношением к познанию объекта, эмоционально окрашенным или к овладению той или иной деятельностью.
При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально, не находит применения в жизни, легко и скоро забывается. В обучении фиксируется особый вид интереса – интерес к познанию, или как его принято теперь называть – познавательный интерес.
Познавательный интерес в его общем определении представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, которое одни определяют как «жажду знаний», а другие – как «охоту учиться». При наличии такого отношения школьников к учению оно приобретает характер увлекательной, продуктивной деятельности. У школьников одного и того же класса познавательный уровень может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявления, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Распознание познавательной деятельности интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за ее пределами, т.к. школьники руководствуются интересом не только на уроках. Современная дидактика именно на это обращает внимание учителя. Обогащение мотивационной и операционной сфер учения происходит за пределами урока. Условия свободной деятельности, в которой совершается свободный выбор содержания и способа укрепляет и познавательный интерес, укрепляет и самостоятельность, и активность развивающейся личности.
Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, воспитания, сосредоточенность.
Великая педагогика:
Проблемы воспитания одаренных детей
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, ему будет особенно легко учиться. К сожалению, на практике все выходит наоборот, воспитание оборачивается драмой. Велика в этом роль родителей, встречаются две наиболее распространенные крайност ...
Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...
Чтение как вид речевой деятельности
Многие исследователи отмечают, что именно благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых различных областях социальной, трудовой, и культурной деятельности. Развивая мысль о роли чтения в у ...