В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.
{LINKS}Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Актуальность изучения проектной методики очевидна, т.к. вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка (ИЯ).
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Е.С. Полат обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:
в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
это технология, которая позволяет, при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс, успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.
Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование ИЯ как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.
Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу в образовании, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения автора дипломного исследования позволяют выявить ряд противоречий процесса обучения ИЯ на современном этапе. Основными являются противоречия между:
требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;
преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;
большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий;
смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского языка, создание общешкольного альманаха).
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проектная методика в обучении иностранным языкам».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 ─ 11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:
формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ;
повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени (10 ─ 11 классы) средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач:
дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах;
исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы;
исследовать и проанализировать педагогический опыт по данной проблеме;
разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 ─ 11 классы) средней общеобразовательной школы;
проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Практическая значимость заключается в применении в педагогическом процессе разработанных методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).
Научная новизна исследования состоит:
в теоретическом обосновании проектной методики в образовании, в том числе в обучении ИЯ;
в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;
психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для учащихся старшей ступени обучения.
Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
беседа с преподавателями и учащимися;
наблюдения за деятельностью учителей и учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы;
опытно-экспериментальная апробация разработки проекта на старшей ступени обучения ИЯ.
Выпускная квалификационная работа структурно представлена: введением, тремя главами, выводами по главам, заключением, списком литературы, приложением.
Великая педагогика:
Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...
Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с ...
Опыт использования компьютерных технологий на
уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...