Современное состояние проблемы преподавания истории в начальной школе

Педагогическая информация » Формирование познавательного интереса у младших школьников к истории » Современное состояние проблемы преподавания истории в начальной школе

Страница 1

В период демократизации общественной жизни в нашей стране всё большое значение придается изучению в начальной школе отечественной истории. На основе знания родной истории младшим школьникам легче понять и усвоить самое главное в жизни и в школе. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтическим. {LINKS}

«Она есть, хоть её и нет как самостоятельного предмета. История «запрятана» в « Окружающий мир», так пишет кандидат педагогических наук Т.С. Голубева в своей статье « Об истории в начальной школе» . Здесь имеется в виду, что история, как учебная дисциплина не присутствует в полноценном виде, она входит в интегрированный курс «Окружающий мир», « Обществознания».

История введена, как элемент предмета естествознания в начальную школу относительно недавно поэтому на данный момент происходит много споров о том, как её преподавать, кому её преподавать. Сначала ввели предмет в школу, а затем методику его преподавания в ССУЗ и ВУЗ.

На рисунки 1.1. отражена схема процесса обучения истории не только в начальной школе, но и в основной, где между целью исторического образования, содержанием, познавательными возможностями учащихся и выбираемыми учителем формами и способами преподавания уроков истории существует взаимосвязь, которая влияет на результат исторического образования.

Рис.1.1 Основные факторы и закономерности процесса обучения истории

К курсу истории в начальной школе изданы учебники и учебные пособия. Они по-разному отражают содержание исторических знаний в начальной школе: всемирная история рассматривается в учебнике «Твоя история» (Н.Я.Чутко, Л.Е. Родионова), отечественная история в учебнике «История России» (М.Т.Студеникин), вспомогательные исторические дисциплины, включенные во «Введение в историю» (Е.В. Саплина, А.И. Саплин и др.). Наконец, появилась дополнительная литература, суженная до изучения только быта и жизни нашей Родины в прошлом («Родная история. Живая Русь» - 2 класс, Д.И. Латышина). Они по-разному охватывают исторические периоды, по-разному осуществлен в них и методологический подход.

Учебник, книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определённому учебному курсу. Он является комплексной информационной моделью образовательного процесса и выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации; 2) выступает средством организации образовательного процесса.

Учебник до сих пор является главным средством обучения и одним из основных источников знаний. В настоящее время на книжном рынке представлено большое количество учебников в рамках образовательной области. Необходимо заметить, что на сегодняшний день ни один из них не охватывает весь образовательный минимум, а только отдельные его разделы.

При выборе учебника для начальной школы необходимо учитывать, что это одна из первых книг по истории. Исходя из возрастных особенностей ребенка очень важно, чтобы учебник был оснащен красочными и понятными для детей иллюстрациями и хотя бы эпизодически - картографическим материалом. Текстовой материал должен отличаться образностью, простотой, доступностью, быть связанным с иллюстративным и картографическим материалом.

Материал в учебниках должен даваться на основе научности и достоверности фактов, но используются и предания, повышающие интерес к истории.

Т.С. Голубева в своей статье « Об истории в начальных классах» пишет, о том, что требуется обновление исторических знаний. Научности не может быть там, где знания являются устаревшими, искаженными, фальсифицированными.

Пример; Картина Репина « Убийство Иваном Грозным своего сына» люди по ней формируют представления об Иване Грозном. Хотя на самом деле картина называется; « Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581г.» В 19 в. и в наши дни никто с полной уверенностью не мог сказать об убийстве. Судя по некоторым источникам, 27-летней Иван болел и умер через несколько недель после 16 ноября в одном из монастырей.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Психология лиц с умственной отсталостью
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевн ...

Понятие и значение целей
Цель – это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но не всякий такой образ является целью. Цель – не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтаниями, прожектами и т.п.), а образ результата, во-первых, с фикси ...

Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru