Мы пришли к мнению, что при составлении комплекса заданий направленных на обучение изучающему чтению, следует учитывать 3 этапа работы над текстом.
Так, предтекстовый этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений. Учащимся предлагаются упражнения на развитие умения прогнозировать, то есть предполагать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту. {LINKS}
Текстовый этап предполагает достижение понимания текста на уровне содержания. Учащиеся читают самостоятельно текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста. При повторном чтении текста учащиеся решают различные коммуникативные задачи.
Цель послетекстового этапа – это достижение понимания текста на уровне смысла и контроль понимания прочитанного. Для контроля понимания изучающего чтения применяются такие упражнения, как: составление резюме текста; тестовое задание, перевод текста, упражнения на выбор верного/неверного утверждения.
Мы пришли к выводу, что для создания эффективного комплекса упражнений необходимо принимать во внимание предтекстовые, текстовые и послетекстовые этапы работы над текстом, а также особенности возрастного психологического развития старших школьников, уровень владения языком на данном этапе обучения.
Проведя теоретический анализ методической литературы, с целью выявления особенностей обучения изучающему чтению на старшем этапе обучения, мы пришли к следующим выводам:
Чтение представляет собой сложный рецептивный вид деятельности, направленной на восприятие и понимание письменного текста.
Чтение играет важную роль в образовательном процессе, поскольку является в одно время и целью и средством обучения иностранному языку. В первом случае учащиеся должны овладеть им как средством для получения информации, во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала и расширения знаний по изучаемому языку.
В вопросе классификации видов чтения существуют определенные разногласия. В настоящее время, наиболее распространена классификация С.К. Фоломкиной, в основе которой лежат в практические потребности читающих. Таким образом, в методике обучения чтению в школе приняты следующие виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое и изучающее.
Для повышения эффективности учебного процесса следует учитывать особенности психологического развития старших школьников, такие, например, как избирательность внимания, активность и самостоятельность мышления. На данном этапе обучения целесообразно постоянно наращивать лексический запас, осуществлять коррекцию и совершенствование техники чтения.
Для изучающего чтения, целесообразно, отбирать тексты имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для конкретного этапа обучения, в содержательном и в языковом отношении. Большинство исследователей-методистов предлагает привлекать тексты интервью, репортажей, инструкций, образцов художественной прозы, кроме того, тексты научно-популярного характера, а также тексты, связанные с будущей профессией учащихся.
Нами был проведен анализ учебников французского языка «L’oiseau bleu» для 9 класса и "Objectif" для 10-11 классов, с целью рассмотреть представленные в них текстовые задания и упражнения направленные на обучение изучающему чтению. Мы пришли к следующему мнению: УМК включают в себя аутентичные тексты различного характера: интервью, репортажи, художественные тексты, рекламные тексты, биографические статьи, материалы прессы. Разнообразие предлагаемых к изучению текстов поддерживает интерес учащихся к чтению; частичная адаптация текстов делает их доступными как по содержанию, так и по форме для учащихся старших классов.
Великая педагогика:
Технология коллективной мыследеятельности
Д. Г. Левитес в 1990 году познакомился с технологией коллективной мыследеятельности (КМД) в Нижнем Новгороде на семинаре. Автор этой дидактической системы — профессор К. Я. Вазина, заведующая кафедрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников профтехобр ...
Физическая подготовка и методика развития специальных физических качеств
Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью с ...
Требования к профессиональным знаниям и умениям специалиста по социальной
работе
Сегодня специалисты по социальной работе решают разноплановые вопросы в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с общностями. Одних социальных работников волнует решение т ...