Являясь одновременно и целью и средством обучения иностранному языку, чтение играет важную роль в образовательном процессе. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в школе. Как пишет Н.И. Гез, перед школой стоит задача обеспечить минимальный уровень коммуникативной компетенции. Таким образом, уровень развития чтения должен быть достаточным для функционирования чтения, как речевой деятельности. {LINKS}
В этом отношении, важным оказывается тезис Г.В. Роговой, о том, что «чтение, как вид речевой деятельности существует только тогда, когда оно сформировано, как речевое умение; в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, решая на его основе смысловые задачи».
Варианты комплексов операций, обусловленных целью чтения, получили название видов чтения.
Как пишет Н.В. Барышников, всего насчитывается около 50 видов и подвидов чтения, различающихся по результату деятельности (характеру понимания), и соответственно, по процессам ее протекания.
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез представили основные виды чтения, встречающиеся в отечественных и зарубежных работах, с помощью таблицы 1.
Таблица 1. Классификация видов чтения по 5-ти параметрам.
Параметры чтения |
Вид чтения | |||
По форме прочтения |
Чтение про себя |
Чтение вслух | ||
По использованию логических операций |
Аналитическое чтение |
Синтетическое чтение | ||
По глубине проникновения в содержание текста |
Интенсивное чтение |
Экстенсивное чтение | ||
По целевым установкам |
Изучающее чтение |
Ознакомительное чтение |
Просмотровое чтение |
Поисковое чтение |
По уровням понимания |
Полное/детальное понимание |
Общее/глобальное понимание | ||
В системе классификаций видов чтения нередки разночтения. Так, П. Хэгболдт отмечает, что оппозиция аналитическое – синтетическое чтение – условна. Подобная позиция близка исследователям О.А. Розову и Е.И. Пассову, отмечающими, что эти термины создают ложную направленность в понимании характера самого процесса чтения, так как в чтении имеют место и аналитические и синтетические процессы, причем последние преобладают. Мы соглашаемся с утверждением О.А. Розова и Е.И. Пассова о том, что там, где доминирует анализ, прекращается чтение в его настоящем смысле. С другой стороны, Е.И. Пассов отмечает противоположную позицию С.В. Калининой, считающей аналитическое чтение средством понимания сложных текстов .
Великая педагогика:
Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по
авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...
Образование. Школы и университеты
Средневековое образование часто проводилось под непрестанным присмотром церкви. Во времена правления Карла Великого (800 годы) империя нуждалась в образованных людях, они были необходимы, для того чтобы выжить, и Карл попросил помощи у Католической церкви. В изданном им декрете говорилось о том, чт ...
Особенности решения задач с параметрами
Общеизвестно, что на вступительных экзаменах в вузы часто встречаются задачи, которым в «традиционном» школьном курсе в силу различных причин уделяется мало внимания. Одним из видов таких упражнений являются задачи, содержащие параметры. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему. Одн ...