На современном этапе формирования и развития социальной работы серьезное внимание уделяется проблеме становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий социальных работников. {LINKS}
Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля – это адекватная реакция на социально - экономическую и духовно-нравственную ситуацию, сложившуюся в современных условия в Беларуси, а ее назначение – помогать и восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого.
Востребованность такого подхода очевидна. В Республике за последние годы значительно выросла сеть социальных служб: территориальные центры социального обслуживания населения функционируют практически в каждом районе. В Витебской области, к примеру, их насчитывается 27. Вместе с тем не все социальные службы имеют достаточный кадровый потенциал.
Понятие «профессионализм в социальной работе» получило распространения не сразу. Еще в начале ХХ в. утверждалось, что социальная работа – это не профессия, а социальный работник – это второстепенная должность, которую легко может освоить практический каждый человек. Однако постепенно статус и социальной работы и самого социального работника изменился. Значительно повысился авторитет профессии, ее роль в общественном сознании, что нашло отражении в научных исследованиях, социальной практике, разработке нормативно-законодательной базы во многих странах мира: США, странах Европы и актуализировало проблемы формирования профессионализма у специалистов по социальной работе.
Профессионализм в социальной работе выступает в качестве сущностной характеристики таких специфических видов деятельности, как социальное обслуживание, социальное образование, социальное исследование, социальная реабилитация и др. и трактуется как высокий уровень знаний, умений и навыков специалиста, которые обеспечивают квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем.
Профессионализм характеризуется наличием у специалиста:
--профессионального призвания;
--глубокой мотивацией к выполнению труда;
--духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми;
--профессионального мастерства;
--профессиональных знаний, умений и навыков;
--объективно-критического отношения к своей деятельности.
Нужно отметить, что нет единого подхода к определению профессионализма. Разные исследователи выделяют те или иные компоненты профессионализма. Так, социологи акцентируют внимание на таких составных компонентах профессионализма как: профессиональные ценности, профессиональное призвание, способы социального действия, глубокая мотивация к профессиональной деятельности социального работника, профессиональная подготовка, профессиональное мастерство, профессиональная культура, трудовые навыки, квалификация.
Педагоги, основополагающими элементами профессионализма считают мотивационно - ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности.
Психологи уделяют внимание таким аспектам становления профессионализма социальных работников как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность и успешность профессиональной деятельности; знания, умения и навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности. На этой основе они выделяют три компонента профессионализма: профессионализм собственно деятельностный, профессионализм собственно личностный и профессионализм по отношению к другому.
Великая педагогика:
Классификация методов активного обучения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить ...
Содержание планов-конспектов тематического рисования
Рисование по памяти: Цели урока: Образовательные: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве. Развивающие: Совершенствование умения рисовать животных, углубление знаний об анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки), воспитание чувства дружбы, коллективизма, умение ра ...
Методика решения уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства ‑ традиционная тема школьного курса математики, занимающая большое место, начиная с младших классов, где простейшие уравнения и неравенства до введения теории на основе свойств арифметических действий, и кончая старшими классами, где решаются трансцендентные уравнения. ...