В практике социальной работы на протяжении всей истории ее развития происходили значительные перемены, однако, социальные работники всегда придерживались определенного комплекса ценностей, в котором хоть и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Для современной социальной работы, как и раньше характерно стремление к благополучию человека, социальной справедливости и достоинству индивида. {LINKS}
Система ценностей социальной работы была сформулирована в процессе ее исторического развития. С изменением исторических условий происходила и трансформация ценностных ориентиров. Вместе с тем, в какой бы форме исторической практики не была представлена социальная работа и кто бы ее не осуществлял – общественное благо, справедливость, ответственность за поддержку беззащитных всегда были важнейшими доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.
Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях ( метауровень, макроуровень, мезоуровень и микроуровень) и образуют своеобразную систему, мировоззренческий конструкт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности (М.В. Фирсов).
Метауровень ценностей социальной работы выступает как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Данный уровень включает в себя такие универсальные общечеловеческие ценности как:
Право на жизнь. Ценность человеческой жизни является основой всей социальной работы в области социальной защиты и поддержки нуждающихся. Право на жизнь является абсолютным и неотъемлемым правом каждого человека не зависимо от его происхождения, социального статуса, расовой принадлежности. Тогда важнейшие ценностные ориентации социальной работы – активная поддержка жизни человека.
Свобода. Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человека имеет право на свободный выбор образа жизни, о чем сказано во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.
Равенство и недискриминация. Данная ценность отвергает в социальной работе подход к человеку на основе таких признаков как раса, пол, цвет кожи, религиозные или политические убеждения.
Справедливость – основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, социальные, экономические. Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам как здравоохранение и образование, социальное обслуживание и социальная защита.
Социальная ответственность, т.е. деятельность по оказанию помощи, поддержки, защиты интересов нуждающихся.
Обеспечение мира и ненасилие.
Так, в документа « Этика социальной работы: принципы и стандарты», принятом в июле 1994 года Международной Федерацией социальных работников (МФСР) в г.Коломбо (Шри-Ланки) в разделе 2 «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» провозглашены следующие принципы:
Каждый человек уникален, что требует внимания к нему с позиций нравственности.
Каждый человек имеет право на свободу в удовлетворении своих потребностей, не ущемляя также права других, и обязан вносить свой вклад в повышение благосостояния общества.
Каждое общество, независимо от формы правления, должно стремиться к обеспечению максимума благ для всех своих членов.
Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
Социальный работник обязан использовать систему знаний, умений и навыков для оказания помощи отдельным людям, группам, общинам и обществам в их развитии, решении личностно-общественных конфликтов и устранении их последствий.
Социальная работа основана на отказе от дискриманации .
Социальные работники уважают права каждого человека и права социальных групп, независимость и достоинство, руководствуясь при этом положениями «Хартии ООН о правах человека» и другими международными конвенциями этой Хартии.
Социальная работа основана на принципе защиты неприкосновенности клиентов, включая требования соблюдать свободу выбора и профессиональную тайну, право клиента на компетентное разъяснение его прав и сути его личного дела.
Социальные работники хранят профессиональную тайну, даже если это противоречит действующему в стране законодательству.
Великая педагогика:
Предмет педагогики
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – определяющие развити ...
Организация экспериментальной работы по формированию познавательной
активности учащихся при помощи метода проектов
В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в МОУ №14 «Зеленый шум» в 7 «Б» классе, цель которого – установить, способствует ли организация процесса обучения на основе использования метода проектов обучению иноязычному общению. Как известно, успех в обучении английскому ...
Направления воспитания толерантности у младших школьников в школесоциализация
толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно ...