Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничества с ним.
Социальная работа основана на принципе самоопределения клиентов. Соответственно она основана на принципе сведения к минимуму какого-либо принуждения.
Социальная работа несовместима прямо или косвенно с поддержкой отдельных лиц, групп, политических сил или властных структур, подавляющих своих граждан, использующих терроризм, пытки и подобные жестокие средства. {LINKS}
Отдельные социальные работники принимают оправданные с точки зрения этики решения и придерживаются их независимо от того, выработаны или нет в их ассоциациях коллективные ориентиры и кодексы этики.
Макроуровень ценностей социальной работы обосновывает конкретные действия социального работника в пределах своей профессиональной компетентности и определяет его ответственность перед клиентами, коллегами, перед профессией. Так, в документа « Этика социальной работы: принципы и стандарты», в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» основой для которого стал «Международный кодекс этики профессионального социального работника» , принятый МФСР в 1976 году выделены 5 групп этических стандартов:
Стандарты этического поведения. Общие положения. Данный раздел утверждает следующие требования к поведению социального работника: стремиться понять уникальность каждого человека, и те условия, которые определяют его поведение; социальный работник должен утверждать профессиональные ценности, совершенствовать свои знания, навыки; не переоценивать свои личные и профессиональные возможности; выявлять социальные нужды людей и давать им объяснение; в доходчивой форме разъяснять все свои установки или действия в качестве частного лица, а также в качестве представителя профессиональной ассоциации.
Взаимоотношения с клиентами. Основными положениями данного раздела являются то, что интересы клиента для социального работника должны стаять на первом месте; необходимо ценить и уважать личные устремления, инициативу и индивидуальные особенности клиента; оказывая помощь клиенту необходимо стремиться к развитию его собственных потенциальных возможностей; необходимо отстаивать право клиентов на взаимное доверие, на тайну и конфиденциальность.
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен : уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации; информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использовании; получить согласие клиента на печатание, запись разговоров.
Взаимоотношения с агентствами и организациями. В данном разделе обращается внимание на следующие этические требования к социальному работнику: работать с теми агентствами и организациями, чья политика и практика направлены на оказание компетентной помощи клиента и поддержку профессиональной социальной работы, не противоречащей этическим принципам МФСР; с ответственностью относиться к целям и задачам агентства, вносить свой вклад в разработку социальной политики, методики социальной работы; ответственно относиться к судьбе клиента; предоставлять профессиональный отчет клиенту об эффективности социальной работы в форме периодического анализа проблем, возникающих у клиентов, агентств, а также самоанализ личной деятельности.
Взаимоотношения с коллегами. Здесь выделены такие требования как: относитесь с должным уважением к профессиональной подготовке и практической деятельности своих коллег и других специалистов; защищайте коллег от несправедливых нападок; уважительно относитесь к различным мнениям и практическим подходам коллег и других специалистов; способствуйте получению и распространению среди коллег по профессии, добровольцев знаний и навыков с целью взаимного совершенствования.
По отношению к профессии: отстаивайте ценности, знания, методологию профессии, вносите вклад в их популяризацию; повышайте профессионализм социальной работы; защищайте профессию от несправедливой критики и делайте все возможной, чтобы укрепить веру в необходимость нашей профессии; давайте конструктивную критику профессии, ее теории , методов и практики.
Нарушение профессиональных норм или ошибки, обычно расцениваемые как халатность, трактуются как «нарушение профессиональных норм вследствие беспечности, профессиональной некомпетентности или с заранее обдуманным намерением». Социальные работники могут преследоваться в судебном порядке за нарушение принципа конфиденциальности, недонесение о подозрении на плохое обращение с детьми, или пожилыми людьми; невнимание к таким актам как злоупотребления, словесное оскорбление и угроза физического насилия, незаконное ограничение свободы.
Великая педагогика:
Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот
Рассматривая особенности развития ребенка, лишенного родительского попечительства необходимо учитывать, что дети, попавшие в детские дома, школы-интернаты, приюты, как правило, имеют очень непростые показатели в своем биографическом прошлом. В отношении многих из них можно говорить, что они являютс ...
Возможности использования компьютерных технологий
на уроках физической культуры в старших классах
Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования компьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг ...
Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...