Социальная работа как система

Страница 1

Под системой чаще всего подразумевают упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. Наряду с общей интерпретацией существуют и другие производные толкования системы (в философской, социологической литературе, теориях управления и т.д.). Так, система определяется как: а) порядок обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий; б) форма, способ устройства, организация чего-либо; в) общественный строй; д) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое. Типология систем также достаточно разнообразна. Выделяют следующие виды систем: {LINKS}

большая система как многократное сложение относительно малых, простых систем. Это общество, социальная структура и др. К ним с полным правом можно отнести и социальную работу;

социальная (например, социальные общности );

система действий как совокупность различных уровней социальной реальности в структурно-функциональной теории Т.Парсонса, объединенных в определенное целое по принципам информационно-кибернетической модели;

кибернетическая, включающая системы различной природы (технические, биологические и социальные);

социетальная как система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебную дисциплину; в) социальную работу как вид деятельности. Причем каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет процессуальный характер, следовательно, имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность определенных компонентов деятельности.

Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе как профессиональной деятельности, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции, цели.

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя объект и является главным, так как определяет суть, и характер деятельности. Все компоненты взаимосвязаны между собой.

Схематически структуру социальной работы как профессиональной деятельности можно представить так:

Цель

Субъект

Содержание

Средство

Управление

Объект

Функции

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Педагогика школы
Педагогика школы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметные ценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях. Исследования образо ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru