Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике

Страница 4

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. {LINKS}

Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

В изучении индивидуальности каждого ребенка, по мнению Е.А. Аркина, важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. Технология индивидуального подхода, по мнению Я.И. Ковальчук включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

Установление «интимного контакта», педагог должен быть чутким, понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка - очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип темперамента, особенности здоровья и физической сферы, интересы и склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания. Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.

Полученная информация тщательно анализируется, далее педагог делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое внимание на самом важном.

Пролонгировав все условия, воспитатель намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.

После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей. Самый важный этап – осуществление запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Но важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно, с течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому данная технология не догма, а динамичная система.

Как видно, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. Уместно здесь будет привести в пример слова Е. А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным.».

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...

Распределение программного материала и содержание работы
Учителя начальных классов имеют основной необходимый для работы государственный документ – программы по всем предметам учебного плана, в том числе и по русскому языку. Русский язык имеет свои специфические особенности в распределении программного материала во времени. Так, например, в первом классе ...

Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru