Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике

Страница 3

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, девочки обычно лучше выполняют типовые задачи, но гораздо более тщательно.

Мальчики боле возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки. {LINKS}

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор – быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность, у девочек же все наоборот – они склоны долго переживать по поводу сказанного им.

Условия жизни ребенка, его окружение, особенности внутрисемейного воспитания – все это накладывает отпечаток на характер ребенка, его привычки, а значит, обуславливает необходимость индивидуального подхода.

По мнению Ковальчук Я.И. осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях:

Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.

Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.

Единство требований к малышу как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

Еремеева В.Д. и Хризман Т.П. указывают на неповторимую индивидуальность ребенка, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании детей, а также дают некоторые рекомендации педагогам:

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении дошкольников.

Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...

Классификация методов активного обучения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить ...

Особенности развития творчества в дошкольном детстве
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъекти ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru