Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 5

Раннее стимулирование развития мозга. Суть метода дородовой стимуляции Масару Ибука заключается в том, что на протяжении определенного времени проигрываются заданные музыкальные ноты в непосредственной близости живота будущей мамы, при этом активизируются не только музыкальные, но и общие интеллектуальные способности. {LINKS}

3. Индивидуально-природные основы.

индивидуализированность мозга. Как известно, рисунок борозд и извилин на поверхности больших полушарий головного мозга у людей столь же различен, как и лица. Исследования демонстрируют связь между спецификой одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в рецептивном слое коры. Например, у художников, музыкантов четвертый рецептивный слой коры оказывается чуть не в два раза толще, чем у обычных людей. Это утолщение происходит за счет большего ветвления нейронов, в результате увеличения их размеров, удлинения отростков нервных клеток, принимающих информацию.

Межполушарные отношения. Общепризнано, что аналитическая знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая образно опосредованная для работы правого. Предполагается, что чем лучше человек с доминированием левого полушария ( праворукий ) использует особенности своего правого полушария, тем больше его возможности

Левшество. Около 5% взрослого населения леворукие, из них 15% те, у кого центры речи и ведущей руки находятся в правом полушарии. Количество леворуких одаренных превышает это популяционное соотношение, особенно в вербальной сфере ( 18 – 25 % ).

Скоростной фактор. Определенная часть индивидуальных различий в успешности выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать полученную информацию. Чем быстрее и точнее индивид перерабатывает информацию, тем выше его достижения в этой сфере.

Современные исследователи выделяют влияние среды на развитие одаренности как фактор практически соизмеримый по значению с генотипической предрасположенностью. В последнее время понятие среды значительно дифференцируется, выделяют:

Макросреда.

Особенности национальной культуры

Специфика социально-политического устройства общества.

Географическая среда (климат, рельеф местности и др.)

Микросреда.

Семья

Образовательное учреждение

Сверстники

Факторы микросреды относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.

1. Внутрисемейная среда. Решающим средовым фактором признается психологическая стимуляция, происходящая при общении взрослого и ребенка.

В.Н. Дружинин выделяет три группы моделей:

Решающее влияние на развитие интеллекта ребенка оказывает его общение с родителями. Важность фактора времени: чем больше родители общаются с ребенком, тем больше его интеллектуальное развитие.

Идентификационная модель предполагает, что ребенок развивается благодаря освоению новых ролей, при идентификации с одним из родителей он овладевает способами поведения, характерными для родителей.

Модель Р. Зайонца. Зависимость интеллекта от числа детей в семье. От числа детей зависит интеллектуальный климат, которые складывается из суммы уровней каждого члена семьи: каждый член влияет на других, семья влияет на каждого. Преимущество получают первенцы – они больше взаимодействуют с родителями. Последующие дети конкурируют за родительское внимание и между собой, чем сокращают возможность « интеллектуальное стимуляции». Чем дальше младшие от первенца и чем больше детей в семье, тем IQ младших ниже. Но на уровне креативности эта модель не работает. Исследования показывают – лучшие результаты по дивергентному мышлению имеют единственные дети, затем первенцы и младшие дети, худшие результаты у средних. Дети в многодетной семье показывают лучшие результаты, чем дети, имеющие одного брата или сестру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Технология обучения как учебного исследования
В современном мире происходит трансформация отношения к образованию как к социальному институту. «Во всех системах практики и типах профессий возрастает роль и значение способностей целенаправленно выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действия на основе предварительно выработан ...

Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи
Логика выпускного квалификационного исследования предполагает проведение экспериментальной работы. Цель проведения эксперимента: выявление влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие з ...

Развитие социальной сети и реализация социального партнерства с целью формирования социального поведения детей-сирот
Социальная среда представляет собой системокомплекс общечеловеческих и этнических ценностей, традиций, норм и правил поведения, регулирующих жизнедеятельность людей, определяющих рамки их социальной активности. Она, с одной стороны, является источником многих трудностей, связанных с процессом лично ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru