Если смотреть по шкале, то младшие школьники быстро выполнить не могли задание за несколько секунд, самое минимальное время было - две минуты.
На следующем этапе мы проверяли у учащихся состояние специфических ошибок.
Для исследования специфических ошибок использовались контрольные письменные работы младших школьников с дисграфией. У каждого учащегося было проанализировано 7 диктантов и 4 списывания. {LINKS}
Фиксировались следующие ошибки:
смешения графически сходных рукописных букв, у Максима (и-у), у Алексея (т-п), у Влады (б-д) и др.);
ошибки обозначения границ предложения и слова;
пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки;
пропуски слогов;
вставки, перестановки, антиципации, персеверации букв и слогов;
смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки;
зеркальное написание букв; аграмматизмы.
Был проведен анализ тетрадей с целью выявления зеркальных ошибок письма.
Приведем некоторые примеры зеркальных ошибок письма.
Пример 1. Ученица 2 – го класса А- Екатерина П., 8 лет, имела на фоне других и зеркальные ошибки письма, включавшие реверсию порядка. При воспроизведении слов различной слоговой структуры нарушался порядок букв в слове с перестановкой их в зеркальной последовательности (напри мер: окно — коно, дымок — дыком, труба — ртуба).
Пример 2. Ученик 2-го класса А- Василий Н., 8 лет, демонстрировал стойкое написание слов-предлогов и приставок с изменённой последовательностью букв в противоположном направлении. Например, предлоги за, но, по, на писались как аз, оп, он, ан; аналогично написание приставок: нашёл — аншел, вырос — ыврос и др.
Пример 3. Ученик 2-го класса А - Андрей К. 8 лет, и ученица 2-го класса Б - Света Л., 8 лет, со 2 класса целые слова и предложения писали левой рукой в направлении справа налево, с зеркальным изменением порядка и форм букв, тем самым демонстрируя смешанные типы зеркальных ошибок письма.
Пример 4. Ученица 2 -го класса Б - Елена В., 8,3 лет, испытывала трудности при написании коротких слов слов-предлогов, изменяя последовательность слогов слове и форму отдельных букв на зеркальные эквиваленты. Слова типа кот, рот, мак писались ею как ток, тор, кам; буквы к, р заменялись на зеркальные.
Ошибки детьми не замечались и самостоятельно не исправлялись.
Как показали данные исследования, у большинства учащихся второго класса А (74,2 %) обнаружились зеркальные ошибки письма, что на 16,7 % меньше, чем у учащихся 2-го Б класса – 57,5 %.
Обобщенные результаты исследования динамики зеркальных ошибок письма у младших школьников представлены в таблице 4.
Таблица 4 Наличие зеркальных ошибок письма, %
Класс |
Возраст, лет |
Наличие зеркальных ошибок письма, % |
2 А |
8-8,3 |
74,2% |
2- Б |
8 – 8,3 |
57,5% |
Результаты педагогического изучения письма под диктовку и списывания учеников с дисграфией показали, что их специфические ошибки были стойкими и частотными. В среднем в одной письменной работе обнаружено 3,6 таких ошибок.
Наиболее распространенными ошибками оказались:
- пропуски букв: дрожит – «дожит», низко – «изко», склеил – «клил», карандашей – «карндашей» (20,5% от общего количества дисграфических ошибок);
- смешения графически сходных букв и-у, т-п, б-д, х-ж, е-ё, ш-щ, т-н, к-т, Р-Г, т-р, п-к, к-н, п-р, К-Н, к-р, п-н и др.: щипали – «щитали», лиса – «луса», белый – «делый» (20,1% от общего количества дисграфических ошибок);
Великая педагогика:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...
Урок с использованием компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную инф ...
Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...